Практика функционирования предприятий, анализ их политики в области организации оплаты труда показывают, что, имея широкие права в установлении размеров фонда заработной платы, в выборе систем оплаты труда и показателей премирования, они тяготеют не к обеспечению интенсивного развития производственно-сбытовой деятельности, а к сокращению расходов на формирование фонда оплаты труда, т. е. придерживаются экстенсивной стратегии развития.
Подтверждением этого могут быть статистические данные о доле заработной платы в ВВП, которая по России составляет 34,6 %, тогда как в странах ЕС она колеблется от 53,6 до 57,8 %, доля заработной платы в себестоимости продукции по Республике Татарстан составляет 9–10 %, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой она составляет 50–70 %.
Проблема низких показателей размера заработной платы в России и Республике Татарстан отягощается применением весьма неэффективных форм оплаты труда, которые не способствуют росту индивидуальной производительности труда и эффективности производства в целом. Необходимость обеспечения механизмом организации заработной платы отражения трудового вклада каждого работника в условиях рыночных отношений предполагает, что, с одной стороны, ее размер должен учитывать результаты работы, опыт и квалификацию персонала, а с другой — обеспечивать воспроизводство рабочей силы на общественно нормальном уровне.
Отсюда вытекает проблема справедливости распределения вновь созданной стоимости между субъектами производства. Вопросы экономического обоснования оплаты труда, справедливости распределения и перераспределения доходов предприятия, материального стимулирования труда наемных работников (персонала) с целью получения максимальной отдачи от каждого отдельно взятого работника и в то же время наиболее полного удовлетворения его потребностей всегда занимали одно из самых приоритетных мест в экономических науках и повседневной хозяйственной деятельности предприятий. Со временем актуальность этих вопросов ничуть не уменьшилась, а наоборот, возросла.