По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2108-05

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования специалистов со средним медицинским образованием

Кропотова Светлана Владимировна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: kropotova.svetlana@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-4285-9839
Мунтян Ирина Александровна ассистент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: muntyan.i@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-5316-5368

Цель исследования— изучение отношения среднего медицинского персонала к существующей системе повышения квалификации и определение путей ее оптимизации. Результаты. Анализ мнений среднего медицинского персонала по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования в соответствии с личностными запросами показал, что большая часть слушателей курсов повышения квалификации выразили желание присутствия в процессе обучения специалистов практического здравоохранения из крупных медицинских организаций, использующих современные и инновационные методы обучения; внедрение в образовательный процесс обучения среднего медицинского персонала дистанционной формы обучения с гибким графиком и индивидуальным планом обучающегося; использование современных и инновационных технологий, методов и форм профессионально-образовательной деятельности, сформированных с учетом мнения самих обучающихся; поддержание высокого профессионального уровня преподавателя, главными качествами которого является умение мотивировать к обучению, поддерживать интерес на занятиях и создавать благоприятный психологический настрой. Заключение. В повышении качества оказания медицинской помощи пациентам у специалистов со средним медицинским образованием в освоении новых инновационных технологий ключевым ресурсом является дополнительное профессиональное образование, которое идет параллельно со специалистом на протяжении всей его профессиональной деятельности и способно адаптировать его к новым профессиональным требованиям.

Литература:

1. Андриянова Е.А. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) /Е.А. Андриянова, О.Ю. Алешкина, Л.И. Порох //Саратовский научно-медицинский журнал. — 2012. — Т. 8. — № 1; С. 23–27.

2. Борщева Н.Л. Основы формирования системы непрерывного профессионального медицинского образования в России /Н.Л. Борщева, А.И. Иванов, Д.А. Иванова //Фармация. — 2014. — № 1; С. 50–54.

3. Горбач Н.А. Экспертная оценка системы организации последипломной подготовки среднего медицинского персонала /Н.А. Горбач, Е.В. Фомина //Вестник ТГПУ. — 2011. — Выпуск 4 (106).

4. Двойников С.И. Перспективы развития системы непрерывного профессионального образования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием [Текст] /С.И. Двойников // Науч.-практ. конф. «Непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским образованием — основа качества медицинской помощи». — Нижний Новгород, 2014; С. 8–9.

5. Домашенко А.А. Учебно-методический кабинет по работе со средним медицинским персоналом /А.А. Домашенко, В.В. Козлов, В.Я. Плотеин, И.Г. Иванов, Ю.М. Гомов //Медицинская сестра. — 2012. — № 1; С. 36–39.

6. Иноземцева С.В. Непрерывное профессиональное развитие — инновационные методы обучения средних медицинских работников [Текст] /С.В. Иноземцева //Медсестра. — 2016. — № 12; С. 31–38.

7. Карасева Л.А. Анализ системы обучения и развития средних медицинских работников на последипломном уровне [Текст] /Л.А. Карасева, Л.Г. Каткасова //Сб. ст. «Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование XXI века». — Уфа, 2014; С. 101–104.

1. Andriyanova E.A. Dynamics of the social status of the system of advanced training of nurses (based on interview materials) /E.A. Andriyanova, O.Yu. Aleshkina, L.I. Gunpowder //Saratov Journal of Medical Scientific Research. — 2012. — T. 8. — No. 1; pp. 23–27. (In Russian)

2. Borshcheva N.L. Fundamentals of the formation of a system of continuous professional medical education in Russia /N.L. Borshcheva, A.I. Ivanov, D.A. Ivanova //Pharmacy. — 2014. — No. 1; pp. 50–54. (In Russian)

3. Gorbach N.A. Expert assessment of the system of organizing postgraduate training of nurses /N.A. Gorbach, E.V. Fomina //Bulletin of TSPU. — 2011. — Issue 4 (106). (In Russian)

4. Dvoynikov S.I. Prospects for the development of a system of continuous professional education for specialists with secondary medical and pharmaceutical education [Text] /S.I. Dvoynikov //Scientific practical. conf. «Continuous professional development of specialists with secondary medical education is the basis for the quality of medical care» — Nizhny Novgorod, 2014; pp. 8–9. (In Russian)

5. Domashenko A.A. Educational and methodical room for work with paramedical personnel /A.A. Domashenko, V.V. Kozlov, V.Ya. Plotein, I.G. Ivanov, Yu.M. Gomov //Nurse. — 2012. — No. 1; pp. 36–39. (In Russian)

6. Inozemtseva S.V. Continuous professional development — innovative methods of teaching nurses [Text] /S.V. Inozemtseva / Nurse. — 2016. — No. 12; pp. 31–38. (In Russian)

7. Karaseva L.A. Analysis of the system of training and development of nurses at the postgraduate level [Text] /L.A. Karaseva, L.G. Katkasova //Sat. Art. «Intern. scientific-practical conf. «Science and Education of the XXI Century». — Ufa, 2014; pp. 101–104. (In Russian)

Дополнительное профессиональное образование является одним из необходимых звеньев и неотъемлемой частью всей системы непрерывного профессионального образования. Оно призвано поддерживать профессиональный уровень, соответствующий современным государственным требованиям к специалисту, но отсутствие научно-обоснованных критериев по выбору видов, форм, сроков и периодичности обучения в зависимости от процесса формирования специалиста недостаточно эффективна, что и определило актуальность данного исследования [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Цель исследования — изучить отношение среднего медицинского персонала к существующей системе повышения квалификации и определить пути её оптимизации.

Для решения поставленных задач и получения достоверных и объективных результатов исследования нами использовались такие методы исследования, как контент-анализ и социологический метод (анкетирование).

Объектом контент-анализа было содержание нормативно-правовых документов: приказов, распоряжений, постановлений, регламентирующих деятельность дополнительного профессионального образования. Анализ нормативно-правовых документов позволил логично и обоснованно раскрыть содержание, проблемы и совершенствование системы дополнительного профессионального образования.

Социологический метод является составляющей частью всего исследования и предусматривает проведение анкетирования. Опрос специалистов со средним медицинским образованием проводился путем заполнения специально разработанной для этой цели анкеты.

Анкетирование сестринского персонала проводилось сплошным методом. Всего было проанализировано 87 анкет медицинского персонала. По гендерному составу 98 % опрошенных специалистов составили женщины, 2 % — мужчины. Анализ возрастного состава показал, что почти половина 45,9 % опрошенных относится к возрастной группе от 40 до 49 лет (табл. 1).

Данные кадры определяют наиболее квалифицированную группу медицинского персонала. Вторую по распространенности категорию составили специалисты, возраст которых — от 50 до 59 лет (18,6 %), третью — в возрасте от 25 до 29 лет (11,9 %).

Для Цитирования:
Кропотова Светлана Владимировна, Мунтян Ирина Александровна, Совершенствование системы дополнительного профессионального образования специалистов со средним медицинским образованием. Медсестра. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: