По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14; ББК 65.497

Совершенствование систем безопасности при работах на опорах воздушных линий связи и электропередачи с использованием приставных лестниц

Сенченко В. А. гл. специалист по охране труда, Волгоградский филиал ПАО «Ростелеком», магистрант по направлению подготовки «Техносферная безопасность», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: Vladimir.senchenko1973@gmail.com
Каверзнева Т. Т. канд. техн. наук, доцент, Высшая школа Техносферной безопасности, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: kaverztt@mail.ru

Воздушные линии связи (ВЛС) и воздушные линии электропередачи (ВЛЭ) представляют собой экономически выгодное решение для прокладки коммуникационных и энергетических сетей, характеризующихся низкими затратами, простотой монтажа и доступностью в труднодоступных регионах. Тем не менее, работы на опорах ВЛС и ВЛЭ сопряжены с повышенным риском падений с высоты. В данной статье обсуждаются вопросы безопасности при выполнении подобных работ, акцентируется внимание на развитии и внедрении комплекса технических, технологических и организационных мер для снижения вероятности несчастного случая.

Литература:

1. Xu Q. Analysis of the Characteristics of Fatal Accidents in the Construction Industry in China Based on Statistical Data / Xu, Q.; Xu, K. // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – Vol. 18. – 2162. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18042162

2. Development of safety management technology of electric power networks in order to sustainable development / V. Burlov, M. Polyukhovich, V. Mankov, Yu. Logvinova // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021): 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE – 2021), Kazan, 21–28 апреля 2021 года. Vol. 274. – France: EDP Sciences, 2021. – P. 10004. – DOI 10.1051/e3sconf/202127410004. – EDN TGNWEZ.

3. Danger at every rung: Epidemiology and outcomes of ICU-admitted ladder-related trauma / Ackland H. M., Pilcher D. V., Roodenburg O. S., McLellan S. A., Cameron P. A., Cooperab D. J.// Injury. – 2016. – Vol. 47, Iss. 5. – Pp. 1109–1117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.injury.2015.12.016

4. Häkkinen K. K. Experiments on safety in the use of portable ladders / Häkkinen K. K., Pesonen J., Rajamäki E. // Journal of Occupational Accidents. – 1988. – Vol. 10, Iss. 1. – Pp. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1016/0376–6349(88)90002-8

5. Kissiková L., Dlugoš I. Comprehensive evaluation of the work at height / Kissiková L., Dlugoš I. // Acta Metallurgica Slovaca. – 2018. – Vol. 24, N 1. – Pp. 100–106. – DOI: 10.12776/ams.v24i1.006

6. Fall Prevention From Ladders Utilizing a Deep Learning-Based Height Assessment Method / Anjum S, Khan N., Khalid R., Khan M., Lee D., Park C. // IEEE Access. – 2022. – Vol. 10. – Pp. 36725–36742. DOI: 10.1109/ACCESS. 2022.3164676

7. Wibowo T. Identifying causal factors of accidents related to working at height: a case study of a construction company / Wibowo T., Sukaryawan I. M., Hatmoko J. U. D. // ICONETSI "20: Proceedings of the 2020 International Conference on Engineering and Information Technology for Sustainable Industry" – 2020. – Article No. 3. – Pp. 1–7. DOI: https://doi.org/10.1145/3429789.3429792

8. Effect of accident due to fall from height at construction sites in Malaysia / Zaini N. Z. M., Salleh M. A. M., Hasmori M. F., Abas N. H. // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 498. – 2020. – 012106. DOI:10.1088/1755–1315/498/1/012106

9. Приказ от 16 ноября 2020 года № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте». – URL: https://docs.cntd.ru/document/573114692 (дата обращения: 25.07.2024).

10. Инструкция по спуску пострадавшего с опоры воздушных линий электропередачи напряжением до 20 кВ включительно утверждена Минэнерго СССР от 10.10.1979. URL: https:// https://docs.cntd.ru/ document/1200035517 (дата обращения: 25.11.2024).

11. Системы спасения и эвакуации. Спасательные работы силами бригады на рабочем месте // АЛЬПИНДУСТРИЯ-ПРО. – URL: https://alpindustria.pro/blog/otraslevye-resheniya/sistemy-spaseniya-ievakuatsii-spasatelnye-raboty-silami-brigady-na-rabochem-meste/ (дата обращения: 22.10.2024).

12. Мартынов А. И. Промальп. Промышленный альпинизм. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 328 с. (Школа альпинизма). – 5000 экз. – ISBN 5‑98724‑008‑5.

13. Веревка вспомогательная Cord 7 (Бухта 100м) // Официальный сайт компании VENTO. URL: https://vento.ru/catalog/alpinistskoe_snaryazhenie/verevki_shnury/verevka_vspomogatelnaya_ cord_7_bukhta_100m/ (дата обращения: 18.11.2024).

14. Испытания различных вариантов схватывающих узлов // Школа MountSchool.ru. – URL: https://mountschool.ru/alpinizm/stati/84‑ispytaniya-razlichnykh-variantov-skhvatyvayushchikhuzlov-chast-1‑i-chast-2 (дата обращения: 18.11.2024).

15. Спусковое устройство RIG // Официальный сайт компании PETZL. – URL: https://petzl.ru/professional/descenders/RIG (дата обращения: 18.11.2024).

Волгоградский филиал ПАО «Ростелеком» предлагает интегрированную систему страхования, сочетающуюся с механизмами эвакуации и спасения, цель которой – обеспечить безопасность рабочих. Это решение гарантирует страхование сотрудников во время выполнения работ на высоте и обеспечивает быструю, безопасную эвакуацию пострадавших с опоры, ускоряя процесс организации спасательных мероприятий. Преимущества предложенного подхода заключаются в меньшем числе участников процесса, отсутствии необходимости физической силы для управления веревкой и возможностях регулирования скорости спуска, что отличает его от традиционного алгоритма спасательных действий для работ на опорах ВЛЭ.

Воздушные линии связи (ВЛС) и воздушные линии электропередачи (ВЛЭ) играют ключевую роль в современной инфраструктуре связи и энергетики, обусловленную их экономической эффективностью, простотой монтажа и способностью обеспечивать доступ в труднодоступные районы. При выполнении работ на опорах ВЛС и ВЛЭ необходима повышенная безопасность работников. Одним из наиболее распространенных и доступных способов выполнения подобных работ является применение приставной лестницы, которая характеризуется низкими затратами, простой в эксплуатации и высокой мобильностью. В то же время этот метод сопряжен с риском падения с высоты. Использование автоподъемников гарантирует более высокую безопасность, однако, сопряжен с существенными финансовыми затратами и зачастую ограничен условиями применения техники в труднодоступные места.

Падение с высоты, включая случаи на лестницах, является одной из основных причин получаемых травм в мире, которые могут быть серьезными или даже смертельными [1–8]. В связи с этим, перед проведением работ на высоте необходимы разработка и внедрение комплекса технико-технологических и организационных мероприятий. Это включает составление планов производства работ, а также планов действий по эвакуации и спасению сотрудников в экстренных ситуациях или аварийных операциях [9].

Падение с высоты, включая случаи на лестницах, является одной из основных причин получаемых травм в мире, которые могут быть серьезными или даже смертельными. В связи с этим, перед проведением работ на высоте необходимы разработка и внедрение комплекса технико-технологических и организационных мероприятий.

Для Цитирования:
Сенченко В. А., Каверзнева Т. Т., Совершенствование систем безопасности при работах на опорах воздушных линий связи и электропередачи с использованием приставных лестниц. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала