Несмотря на постоянное совершенствование реабилитации больных с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы (ПСМТ), проблема повышения ее эффективности остается весьма сложной. В определенной мере это обусловлено степенью индивидуальных нарушений системной регуляции организма, возникших в результате травмы [1]. Для больных с последствиями ПСМТ характерна несостоятельность адаптационно-компенсаторных реакций, в основе которой лежат вегетативные нарушения, в том числе снижение тонуса симпатических влияний вегетативной нервной системы (ВНС) и уровня медиаторов эрготропного ряда [11]. Неадекватность механизмов адаптации проявляется на самых ранних этапах реабилитации и при отсутствии положительного реаби литационного потенциала усугубляется по мере увеличения срока давности от момента травмы. Нарушение этих процессов ведет к функциональной патологии висцеральных систем организма, а в ряде случаев к органическим поражениям в результате тканевой гипоксии на фоне симпатоадреналовых воздействий на систему микроциркуляции [10; 28].
В связи с этим особенно важным становится применение современных методов объективных инструментальных исследований и новых медицинских технологий, которые позволяют проводить диагностику вегетативного статуса в процессе проведения реабилитационных мероприятий в режиме мониторирования.
Значительный интерес представляет исследование особенностей функционирования супра- и сегментарного уровней ВНС, а также поиск и обнаружение предикторов адаптационно-компенсаторных возможностей восстановления функций, утраченных в результате позвоночно-спинномозговой травмы.
Вегетативная нервная система состоит из двух функционально взаимосвязанных отделов: симпатического и парасимпатического, имеющих одинаковое строение нейронов и нервных проводников. В отличиие от миелинизированных соматических волокон, скорость проведения по которым составляет до 120 м/с, вегетативные волокна маломиелинизированы или немиелинизированы, что отражается на скорости проведения по ним нервного импульса (0,3–12 м/с) [14].