По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Совершенствование работы с кадровым резервом как элемент кадровых технологий развития персонала

Гарафутдинова Н. Я. канд. экон. наук, доцент; Лаборатория экономических исследований Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
Росляков А. Е. ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Степанов В. Е. ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

В статье рассмотрены особенности формирования и совершенствования работы с кадровым резервом на примере Омского государственного университета путей сообщения. Кадровые службы, применяющие данные направления, смогут активно внедрять их в свою деятельность для укрепления кадрового потенциала работающих в организациях, расширения функционала сотрудников при помощи вновь приобретенных знаний, а также выстраивания новых форм отношений с кандидатами в перспективный, стратегический резерв для дальнейшего развития организации в период изменений.

Литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10‑е изд. / пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2009. — 848 с.

2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. — М: ЮНИТИ, 2016. — 350 с.

3. Гарафутдинова Н. Я. Формирование кадрового резерва в организациях и на предприятиях различных форм собственности (на примере Омской области) // Кадровик. — 2017. — № 2. — С. 65–73.

4. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 № 5).

5. Положение о кадровом резерве федерального государственного органа (утв. указом Президента РФ от 01.03.2017 № 96).

6. Гарафутдинова Н.Я. Этапы формирования резерва управленческих кадров Омской области // Итоги работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Омской области за 2008–2015 годы / Комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Омской обл. — Омск, 2017. — С. 106–133.

7. Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров // СПС «КонсультантПлюс».

8. Калганова Н. В. Организация взаимодействия отраслевых вузов и структурных подразделений отрасли // Вопросы управления. — 2019. — № 2. — С. 162–169.

9. Гарафутдинова Н. Я., Левкин Г. Г. Работа образовательных учреждений с работниками предпенсионного возраста // Кадровик. — 2019. — № 4. — С. 105–109.

10. Курочкин В. М. Формирование резерва управленческих кадров в сфере образования // Управление образовательной организацией. — 2019. — № 7.

11. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, М.Б. Дуракова. — 2‑е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2016. — С. 213.

12. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200.

Современный этап инновационного развития экономики, характеризующийся ростом конкуренции, а также появлением новых направлений, работ в условиях цифровых изменений, привел к качественной трансформации роли персонала в организации, превращению его в решающий фактор развития.

Сегодня новые компетенции, опыт, навыки, инициатива, стрессоустойчивость и мотивация персонала становятся всё более важным стратегическим ресурсом любой компании. Это выдвигает требование непрерывного развития персонала, которое позволяет достичь не только положительных экономических результатов, но и создает благоприятный климат в коллективе, повышает заинтересованность работников в труде. Одним из направлений развития персонала выступает процесс подготовки кадрового резерва на постоянной основе в условиях изменений, происходящих в работе любого предприятия, в том числе и организаций системы образования.

Многие организации сегодня испытывают недостаток не только в хорошо подготовленных руководителях разных уровней управления, но и недостаток профессионально подготовленных ключевых специалистов на основе механизма профессионального взаимодействия. Это определяет несколько кризисных причин организации, основными из которых являются переход компетентных сотрудников в другие организации, отсутствие профессионально сформированного и укомплектованного по всем должностям организации кадрового резерва. В условиях цифровизации возрастают требования, ограничивающие запросы рынка труда, на первый план работы с персоналом выходят вопросы формирования и совершенствование работы с кадровым резервом как руководителей, так и ключевых специалистов предприятия.

Ученые уделяют особое внимание формированию кадрового резерва, рассматривая его как часть общей системы управления персоналом, однако придавая ему различные статусы и включая в разные комплексы — подсистемы управления человеческими ресурсами. Например, М. Армстронг определяет кадровый резерв как «целенаправленный отбор кандидатов с помощью различных инструментов оценки для замещения освободившихся должностей в будущем». Он считает, что планирование преемственности является частью управления карьерой в общей системе развития человеческих ресурсов организации, вместе с профессиональным обучением и планированием [1, с. 393].

Для Цитирования:
Гарафутдинова Н. Я., Росляков А. Е., Степанов В. Е., Совершенствование работы с кадровым резервом как элемент кадровых технологий развития персонала. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала