По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:331-363

Совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер на рабочем месте

Мензул Е.В. кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: lenamenzul@rambler.ru
Техтелева Н.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: Tehteleva@list.ru
Рязанцева Н.М. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: nataly-ryz@mail.ru

В статье обсуждаются вопросы организации образовательного процесса в условиях медицинской организации, повышения профессиональной компетенции медицинских сестер на рабочем месте, рассматривается возможность использования тех или иных методов обучения в организации, на рабочем месте.

Литература:

1. Бахтина И.С. Новые подходы к организации непрерывного обучения медицинских сестер / И.С. Бахтина // Главная медицинская сестра. — 2001. — № 9. — С. 23–29.

2. Блохина М.В. Обучение медицинских сестер на рабочем месте: перспективы развития, преимущества, возможности управления / М.В. Блохина // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 7. — С. 107–111.

3. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский // Педагогика. — 2003. — № 8. — С. 32–36.

4. Душенков П.А. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения / П.А. Душенков // Медицинская сестра. — 2000. — № 2. — С. 38–42.

5. Житвай С.А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV Междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2016. — № 6 (63). — С. 52–58.

6. Мензул Е.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Е.В. Мензул, О.Н. Моисеев, Н.М. Рязанцева. — Самара: Инсома — пресс, 2010. — С. 24–32.

7. Реванс Р. Организация как обучающаяся система / Под ред. О.С. Виханского // Практика обучения действиям. — М.: Гардарика, 2000. — С. 115–120.

8. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения / С.В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 10 [Электронный ресурс]. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827.

9. Хрущева Н.И. Обучение на рабочем месте / Н.И. Хрущева // Медицинская сестра. — 2009. — № 6. — С. 36–38.

10. Яковлев Е.В. Супервизия как педагогический феномен / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. — 2015. — № 10. — С. 9–13.

Растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности. Постоянного профессионального и личностного совершенствования от человека требуют все сферы общественной жизни, особенно это касается сферы здравоохранения [3]. Модернизация системы здравоохранения вносит серьезные коррективы в работу всех подразделений лечебно-профилактических учреждений. Не остается в стороне и институт медицинских сестер — с возрастанием в лечебно-диагностическом процессе роли среднего медицинского персонала повышаются и предъявляемые к нему требования.

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, предъявляет новые требования к подготовке медицинских кадров среднего звена. Основные направления развития — рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступность медицинской помощи.

На современном этапе развития сестринского дела практикующей медсестре, кроме базового профессионального образования, требуется постоянное повышение квалификации. Чтобы претворить в жизнь основные идеи сестринского процесса, нужно постоянно повышать профессиональный уровень. Для решения этой задачи большое внимание уделяется образованию и самообразованию без отрыва от основной деятельности. Система лицензирования медицинских учреждений, с одной стороны, стимулирует руководство ЛПУ к своевременному обучению среднего медперсонала и получению сертификатов, а с другой — ставит перед выбором формы обучения, поскольку отсутствие квалифицированного сотрудника на рабочем месте в течение длительного времени затрудняет оказание качественной медицинской помощи.

Традиционно выделяют такие виды обучения на производстве, как «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение».

Поддерживающее обучение направлено на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Инновационное обучение стимулирует к внесению инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Поэтому при создании программ обучения и развития персонала важно ориентироваться на потребности, стратегические цели организации, актуальный уровень развития сотрудников.

Для Цитирования:
Мензул Е.В., Техтелева Н.В., Рязанцева Н.М., Совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер на рабочем месте. Медсестра. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: