Растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности. Постоянного профессионального и личностного совершенствования от человека требуют все сферы общественной жизни, особенно это касается сферы здравоохранения [3]. Модернизация системы здравоохранения вносит серьезные коррективы в работу всех подразделений лечебно-профилактических учреждений. Не остается в стороне и институт медицинских сестер — с возрастанием в лечебно-диагностическом процессе роли среднего медицинского персонала повышаются и предъявляемые к нему требования.
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, предъявляет новые требования к подготовке медицинских кадров среднего звена. Основные направления развития — рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступность медицинской помощи.
На современном этапе развития сестринского дела практикующей медсестре, кроме базового профессионального образования, требуется постоянное повышение квалификации. Чтобы претворить в жизнь основные идеи сестринского процесса, нужно постоянно повышать профессиональный уровень. Для решения этой задачи большое внимание уделяется образованию и самообразованию без отрыва от основной деятельности. Система лицензирования медицинских учреждений, с одной стороны, стимулирует руководство ЛПУ к своевременному обучению среднего медперсонала и получению сертификатов, а с другой — ставит перед выбором формы обучения, поскольку отсутствие квалифицированного сотрудника на рабочем месте в течение длительного времени затрудняет оказание качественной медицинской помощи.
Традиционно выделяют такие виды обучения на производстве, как «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение».
Поддерживающее обучение направлено на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Инновационное обучение стимулирует к внесению инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Поэтому при создании программ обучения и развития персонала важно ориентироваться на потребности, стратегические цели организации, актуальный уровень развития сотрудников.