По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.1:378

Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае*

К.В. Бельгисова канд. экон. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Южный институт менеджмента, г. Краснодар
Е.Л. Симатова канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского, предпринимательского и международного частного права, Южный институт менеджмента, г. Краснодар
О.В. Шаповал канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Южный институт менеджмента, г. Краснодар

Исследование проблемы внедрения и развития системы инклюзивного образования в вузах, основанное на изучении зарубежного опыта, анализе федерального и регионального законодательства (в т.ч. Краснодарского края), а также с учетом актуальных научных трудов, позволит существенно углубить и качественно расширить существующую систему знаний о специфике правовой регламентации интегрированного обучения в системе российского высшего образования на современном этапе развития.

Литература:

1. Бельгисова К.В. К  вопросу о реализации инклюзивного образования образовательными организациями высшего образования и дальнейшего трудоустройства выпускников // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 8 (99).

2. Ванян А. Обзор инклюзивного образования за рубежом // Информационный бюллетень «Перспектива».  — 2006. — № 33.

3. Верховцев А.Ю. Некоторые аспекты доступности высшего образования для учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Вестник МГТУ. — 2013. — Т. 14. — № 3.

4. Владыкина Т.А. Реализация гражданином Российской Федерации права на образование: вопросы теории, законотворчества и правоприменения // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 9.

5. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. — 2011. — № 1.

6. Демидов А., Луховицкий В. «Болонская система» в российском образовании // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 34.

7. Долинская В.В. Новый Закон об образовании: вопросы взаимодействия государства, вузов и профессорскопреподавательского состава в обеспечении ФГОС ВПО // Цивилист. — 2013. — № 3.

8. Караваев Н.В. Договор на оказание негосударственными вузами образова тельных услуг: проблемы классификации и реализации договора // Проблемы реформирования федерального и регионального законодательства: Сборник научных статей межрегиональной научно-практической конференции.  — Киров: ВСЭИ, 2003.

9. Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. — 2013. — № 2.

10. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) (под. Ред. В.Е. Усанова).  — Юркомпани, 2013 г.

11. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) (под ред. В.Е. Усанова).  — Юркомпани, 2013 г.

12. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Правовые новости. Специальный выпуск.

13. Колобашкина С.С. Роль Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в публичном механизме обеспечения и защиты прав потребителей // Административное право и процесс.  — 2014. — № 7.

14. Корепанова И.А. Заметки об инклюзивном «ландшафте» Германии // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 4.

15. Куров C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: Учебное пособие. — М., Изд-во РАГС, 1999.

16. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами инвалидами и студентами с ОВЗ.  — КГПУ, Красноярск, 2015.

17. Нарутто С.В. Статус студента вуза в материалах судебной практики // Конституционное и муниципальное право. — 2012. — № 10.

18. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013.

19. Петрова Н.П. Предоставление негосударственными высшими учебными заведениями платных образовательных услуг // Юрист. — 2011. — № 19.

20. Путило Н.В., Дмитриев А.В., Волкова Н.С., Пуляева Е.В., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Кирилловых А.А., Павлушкин А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный).  — Деловой Двор, 2013.

21. Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права. — 2010. — № 4.

22. Чагин К.Г. Новации в правилах оказания платных образовательных услуг // Руководитель бюджетной организации. — 2013. — № 10.

23. Шилюк Т.О., Жабин Н.А. Право на образование и его защита // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 6.

24. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2001.

25. Шугрина Е.С. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 8.

26. Шугрина Е.С. Особенности судебной и иной правоприменительной практики по отдельным вопросам послевузовского профессионального образования // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 4.

В современной образовательной политике ряда зарубежных стран инклюзивное образование получило серьезное развитие и основательный нормативный подход. Очевидно, что система инклюзивного образования должна включать в себя учебные заведения не только среднего, но и профессионального и высшего образования. Его основной целью выступает создание безбарьерной среды в обучении, а также профессиональной подготовке инвалидов, что подразумевает колоссальную работу по формированию соответствующих условий. Причем такие условия предполагают не только техническое оснащение образовательных учреждений, разработку адаптированных образовательных программ для учащихся-инвалидов, но и создание специальных курсов профессиональной подготовки (переподготовки) для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с такими лицами.

В настоящее время инклюзивное образование в России получило не только статус официальной государственной политики, но и легальное закрепление в отечественном законодательстве. Существенную роль во внедрении и развитии инклюзивного образования в вузах законодатель отводит и субъектам РФ. Однако не во всех регионах РФ законодательство охватывает все уровни образования, преимущественно правовая регламентация направлена на внедрение инклюзивного обучения в школах, оставляя без внимания учреждения среднего и высшего профессионального образования. На сегодняшний день во многих субъектах РФ специальных нормативных актов, посвященных инклюзивному образованию в вузах, нет. Нормативно-правовая база, затрагивающая хотя бы отчасти вопросы интегрированного обучения, зачастую представлена довольно общими, концептуальными документами, представляющими собой утверждение государственной программы «Доступная среда».

Повсеместно принятая программа «Доступная среда» получила, несомненно, положительные результаты по обеспечению доступности и комфорта лицам с ограниченными возможностями здоровья, но вместе с тем выявила и существенные недостатки действующего законодательства в этой области. Многие вузы до сих пор не приспособили условия и не организовали учебных процесс сообразно требованиям данной программы в целом. Не всегда обеспечивается доступ в местах, куда обучающиеся могут обращаться в ходе научно-исследовательской работы, например, научные библиотеки, научно-исследовательские институты, архивы, музеи. Международноправовую основу регламентации права инвалидов в общем и право на образование, в частности, составляют такие весьма серьезные и концептуальные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Для Цитирования:
К.В. Бельгисова, Е.Л. Симатова, О.В. Шаповал, Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае*. Юрист ВУЗа. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: