В современной образовательной политике ряда зарубежных стран инклюзивное образование получило серьезное развитие и основательный нормативный подход. Очевидно, что система инклюзивного образования должна включать в себя учебные заведения не только среднего, но и профессионального и высшего образования. Его основной целью выступает создание безбарьерной среды в обучении, а также профессиональной подготовке инвалидов, что подразумевает колоссальную работу по формированию соответствующих условий. Причем такие условия предполагают не только техническое оснащение образовательных учреждений, разработку адаптированных образовательных программ для учащихся-инвалидов, но и создание специальных курсов профессиональной подготовки (переподготовки) для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с такими лицами.
В настоящее время инклюзивное образование в России получило не только статус официальной государственной политики, но и легальное закрепление в отечественном законодательстве. Существенную роль во внедрении и развитии инклюзивного образования в вузах законодатель отводит и субъектам РФ. Однако не во всех регионах РФ законодательство охватывает все уровни образования, преимущественно правовая регламентация направлена на внедрение инклюзивного обучения в школах, оставляя без внимания учреждения среднего и высшего профессионального образования. На сегодняшний день во многих субъектах РФ специальных нормативных актов, посвященных инклюзивному образованию в вузах, нет. Нормативно-правовая база, затрагивающая хотя бы отчасти вопросы интегрированного обучения, зачастую представлена довольно общими, концептуальными документами, представляющими собой утверждение государственной программы «Доступная среда».
Повсеместно принятая программа «Доступная среда» получила, несомненно, положительные результаты по обеспечению доступности и комфорта лицам с ограниченными возможностями здоровья, но вместе с тем выявила и существенные недостатки действующего законодательства в этой области. Многие вузы до сих пор не приспособили условия и не организовали учебных процесс сообразно требованиям данной программы в целом. Не всегда обеспечивается доступ в местах, куда обучающиеся могут обращаться в ходе научно-исследовательской работы, например, научные библиотеки, научно-исследовательские институты, архивы, музеи. Международноправовую основу регламентации права инвалидов в общем и право на образование, в частности, составляют такие весьма серьезные и концептуальные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.