По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 006.83 DOI:10.33920/pro-01-2404-01

Совершенствование подходов к управлению качеством продукции на крупных производственных предприятиях

Д.А. Довгаль MBA по стратегическому развитию, Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: dovgalda@gmail.com

Динамичные условия рыночной среды заставляют компании искать и применять более прогрессивные методы управления качеством. Если небольшие компании более гибки и быстрее могут адаптироваться к новым вызовам, то крупным предприятиям сложнее изменить свои подходы из-за большого количества внутренних стандартов, согласующих сторон, степени влияния стандартов качества на работу производства. Разумное объединение подходов СМК по стандарту ISO:9001:2015 и принципов бережливого производства Lean, улучшает ситуацию и помогает повысить качество производства. Однако, в условиях современной конкурентной борьбы, когда сроки производства имеют прямую корреляцию с финансовым благополучием компании, возникает необходимость внедрения более современных, адаптивных технологий управления, к примеру, осуществить переход к моделям проектного управления даже в таких консервативных сферах как судостроение и строительство. В этом разрезе управление подразделениями, отвечающими за качество, требует от руководителя не только знания основных принципов формирования и применения проектных команд, но и навыков применения этих методов. Фокус постепенно смещается в сторону «soft skills», поскольку методология проектного управления, в своей основе, подразумевает корректное распределение ролей между участниками, выявление их сильных сторон что в свою очередь является результатом разумного и профессионального подхода к поиску и найму сотрудников. Качества психики, образ мышления превалируют над прикладными знаниями и являются более ценными для руководителя и компании. В данной статье проанализированы проблемы и задачи, стоящие перед руководителями, причины снижения общего уровня качества крупных компаний. Кроме этого, в статье приводятся практические примеры с указанием инструментов по совершенствованию системы управления качеством и описывается экономический эффект от внедрения этих инструментов.

Литература:

1. Eliyahu M. Goldratt, Jeff Cox (2004) The Goal, p.82-85

2. Jeffrey K. Liker (2005) The Toyota way, p.149-150

1. Eliyahu M. Goldratt, Jeff Cox (2004) The Goal, p.82-85

2. Jeffrey K. Liker (2005) The Toyota way, p.149-150

Имея обширный практический опыт работы в управлении качеством на крупных международных проектах из сфер тяжелого машиностроения, строительства и опытно-конструкторских разработок, автором непосредственно внедрял новые методы работы, совершенствовал подходы к управлению качеством, в результате которых был получен положительный экономический эффект для предприятий.

Потенциал российских компаний в сфере улучшения качества и снижения издержек довольно велик. В настоящее время крупные предприятия только начинают свою работу по совершенствованию подходов к управлению качеством. Целями данной статьи являются обозначить способы повышения прибыльности компаний через улучшение качества, а также на практических примерах показать процесс их внедрения и полученные результаты. Автор описывает свой личный опыт совершенствования подходов к управлению качеством, сложности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители и важность навыков принятия нестандартных решений.

Мода на сертификацию в системе ISO постепенно уходит. Несмотря на то, что сертификация по-прежнему востребована, а наличие сертификата на сайте компании внушает некоторое доверие, однако в крупных производственных компаниях данная система не обеспечивает должного уровня качества. Сертификация по чек-листу носит, зачастую, формальный характер, проверку документов, наличия стандартов, беглые опросы исполнителей в формате интервью. Аудиторы за редким исключением берут в руки все стандарты предприятия и идут на производство, на самый первый этап, и шаг за шагом проходят всю производственную цепочку, сверяя каждый шаг с написанным стандартом.

Если говорить про коммерческие компании, то в современных реалиях руководством предприятия основной упор делается на продажи и увеличение количества заказов, а не на качество товара.

Извечный конфликт между производством и отделом контроля качества так и не находит своего решения. Первые «гонят план», вторые же не пропускают брак, тормозя производство. Автор неоднократно сталкивался с тем, что собственники крупных компаний видят растущую чистую прибыль своего бизнеса и формально относятся к вопросам качества, поскольку: «главная цель бизнеса — зарабатывать деньги, что мы и делаем».

Для Цитирования:
Д.А. Довгаль, Совершенствование подходов к управлению качеством продукции на крупных производственных предприятиях. Управление качеством. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: