Имея обширный практический опыт работы в управлении качеством на крупных международных проектах из сфер тяжелого машиностроения, строительства и опытно-конструкторских разработок, автором непосредственно внедрял новые методы работы, совершенствовал подходы к управлению качеством, в результате которых был получен положительный экономический эффект для предприятий.
Потенциал российских компаний в сфере улучшения качества и снижения издержек довольно велик. В настоящее время крупные предприятия только начинают свою работу по совершенствованию подходов к управлению качеством. Целями данной статьи являются обозначить способы повышения прибыльности компаний через улучшение качества, а также на практических примерах показать процесс их внедрения и полученные результаты. Автор описывает свой личный опыт совершенствования подходов к управлению качеством, сложности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители и важность навыков принятия нестандартных решений.
Мода на сертификацию в системе ISO постепенно уходит. Несмотря на то, что сертификация по-прежнему востребована, а наличие сертификата на сайте компании внушает некоторое доверие, однако в крупных производственных компаниях данная система не обеспечивает должного уровня качества. Сертификация по чек-листу носит, зачастую, формальный характер, проверку документов, наличия стандартов, беглые опросы исполнителей в формате интервью. Аудиторы за редким исключением берут в руки все стандарты предприятия и идут на производство, на самый первый этап, и шаг за шагом проходят всю производственную цепочку, сверяя каждый шаг с написанным стандартом.
Если говорить про коммерческие компании, то в современных реалиях руководством предприятия основной упор делается на продажи и увеличение количества заказов, а не на качество товара.
Извечный конфликт между производством и отделом контроля качества так и не находит своего решения. Первые «гонят план», вторые же не пропускают брак, тормозя производство. Автор неоднократно сталкивался с тем, что собственники крупных компаний видят растущую чистую прибыль своего бизнеса и формально относятся к вопросам качества, поскольку: «главная цель бизнеса — зарабатывать деньги, что мы и делаем».