Таможенным кодексом ЕАЭС определено, что применение СУР отнесено на уровень национального таможенного законодательства, то есть фактически таможенные службы стран ЕАЭС реализуют через систему управления рисками свои полномочия по выбору объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Помимо основных задач, стоящих перед таможенными органами по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, поставлена также задача по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, улучшения инвестиционного климата, упрощения и ускорения совершения таможенных операций [1].
Реализация указанных задач обеспечивается таможенной службой путем проведения таможенного контроля на основе принципа выборочности с минимальным необходимым уровнем за счет системы управления рисками. Фактически СУР является системой, которую необходимо эффективно настроить, чтобы обеспечить баланс интересов бизнеса и государства, позволивший реализовать вышеуказанные задачи и функции [2].
В данном контексте категорирование участников ВЭД является одним из основных инструментов реализации системы управления рисками (СУР), применяемой таможенными органами при выборе объектов таможенного контроля. Категорирование предусматривает распределение участников ВЭД на три категории уровня риска: низкий, средний и высокий с индивидуальным подходом к применению мер таможенного контроля к каждой из категорий уровня риска [3]. Если компания относится к высокому уровню риска, то все контрольные мероприятия проводятся на этапе таможенного оформления. Средний уровень риска подразумевает минимизацию количества запросов, преимущественное применение документального контроля. Низкий уровень риска — это компании с максимальным уровнем доверия со стороны таможенных органов, для которых создаются условия, чтобы товары этих компаний выпускались максимально быстро и таможенный контроль при необходимости проводился на этапе после выпуска товаров (рис. 1).
Таким образом, основная цель категорирования участников ВЭД — это реализация дифференцированного применения мер по минимизации рисков, более рациональное использование ресурсов таможенных органов при проведении таможенного контроля за счет концентрации основных усилий и внимания на наиболее рисковых поставках. Кроме того, категорирование участников ВЭД нацелено на создание благоприятных условий для добросовестных участников ВЭД за счет снижения административного воздействия [4].