По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.951:656

Совершенствование государственного контроля и надзора в сфере транспорта: внедрение риск-ориентированного подхода

В. И. Майоров д-р юрид. наук, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России
В. И. Лисеенко помощник начальника, Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, аспирант кафедры административного и финансового права, Тюменский государственный университет

Проводится комплексный анализ внедрения риск-ориентированного подхода к проведению проверок хозяйствующих субъектов в деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора). Дана характеристика содержания риск-ориентированного подхода, механизма отнесения хозяйствующих субъектов к определенной категории риска, указаны преимущества такого подхода. Рассмотрен приоритетный проект «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации». Выделены основные направления работы по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора на первом этапе реформирования в 2017 г. Подводя итоги, авторы заключают, что различные документы, касающиеся внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность Ространснадзора, носят фрагментарный характер и их явно недостаточно для охвата всех требующих урегулирования вопросов. В дальнейшем необходимы разработка и принятие ряда нормативных, методических и инструктивных документов, которые должны разрабатываться на единой концептуальной основе для исключения недочетов, пробелов и различных противоречий между ними.

Литература:

1. Новгородов Д. А. Использование ресурсов сети Интернет в пропаганде безопасности дорожного движения / Д. А. Новгородов // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): к 40-летию со дня образования ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. — Орел: Орлов. юрид. ин-т М-ва внутр. дел России им. В. В. Лукьянова, 2016.

2. Дубровин А. К. Применение рискориентированного подхода при организации государственного контроля / А. К. Дубровин, Д. А. Дубровина // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. тр. конф. (Иркутск, 2–3 марта 2016 г.). — Тюмень: Вост.-Сиб. ин-т МВД РФ, 2016.

3. Правительство закрепило внедрение риск-ориентированного подхода в госконтроле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://open. gov.ru/events/5515398.

4. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: рекомендации (разработаны Институтом государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ходе реализации научно-исследовательской работы по государственному контракту от 07.07.2016 № 7.2.13-85) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ugancfo.tu.rostransnadzor.ru/wpcontent/uploads/sites/19/2017/04.

5. Фактор субъективности при оценке риска по качеству [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// gmpnews.ru/2012/10/faktorsubektivnosti-pri-otsenke-riska-pokachestvu.

6. Майоров В. И. Модернизация системы государственного контроля и надзора в современной России / В. И. Майоров // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 4.

Обеспечение безопасности на транспорте и в сфере дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни в Российской Федерации. На сегодняшний день аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста [1, с. 296].

Контрольно-надзорные функции в области обеспечения транспортной безопасности выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). На Ространснадзор возложены ключевые задачи контроля за соблюдением требований транспортного законодательства в Российской Федерации, под его контролем находятся более 319 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе РФ.

С новым витком современной реформы контрольно-надзорной деятельности в Ространснадзоре вводится риск-ориентированный подход к проведению проверок хозяйствующих субъектов. В чем же заключаются новации этого подхода?

Суть риск-ориентированной модели проведения проверочных мероприятий состоит в том, что объекты государственного контроля (надзора) классифицируются в зависимости от степени угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В зависимости от класса опасности к ним применяется дифференцированная периодичность проведения плановых проверок [2, с. 49].

Согласно Правилам отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, выделяются шесть категорий риска и шесть классов опасности, а также определены особенности осуществления по ним мероприятий по контролю1 . Соотнесение категории риска, класса (категории) опасности и особенностей осуществления мероприятий по контролю должно происходить следующим образом:

Для Цитирования:
В. И. Майоров, В. И. Лисеенко, Совершенствование государственного контроля и надзора в сфере транспорта: внедрение риск-ориентированного подхода. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: