Обеспечение безопасности на транспорте и в сфере дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни в Российской Федерации. На сегодняшний день аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста [1, с. 296].
Контрольно-надзорные функции в области обеспечения транспортной безопасности выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). На Ространснадзор возложены ключевые задачи контроля за соблюдением требований транспортного законодательства в Российской Федерации, под его контролем находятся более 319 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе РФ.
С новым витком современной реформы контрольно-надзорной деятельности в Ространснадзоре вводится риск-ориентированный подход к проведению проверок хозяйствующих субъектов. В чем же заключаются новации этого подхода?
Суть риск-ориентированной модели проведения проверочных мероприятий состоит в том, что объекты государственного контроля (надзора) классифицируются в зависимости от степени угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В зависимости от класса опасности к ним применяется дифференцированная периодичность проведения плановых проверок [2, с. 49].
Согласно Правилам отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, выделяются шесть категорий риска и шесть классов опасности, а также определены особенности осуществления по ним мероприятий по контролю1 . Соотнесение категории риска, класса (категории) опасности и особенностей осуществления мероприятий по контролю должно происходить следующим образом: