В настоящее время себестоимость автомобильных перевозок довольно высока и в процессе эксплуатации возрастает в 2–3 раза, а производительность снижается в 3–4 раза к пробегу грузовых автомобилей 500 тыс. км. Доля затрат на ТО и ремонт в себестоимости автомобильных перевозок достигает 12–15 %.
Анализ надежности автомобилей «КамАЗ» показывает, что 32–39 % отказов приходится на силовой агрегат. Двигатели после капитального ремонта имеют еще более низкие показатели надежности. Это обусловлено значительно более низким уровнем технологии ремонта по отношению к технологии производства.
В основном показатели надежности агрегата определяются техническим состоянием таких ресурсоопределяющих элементов, как подшипники коленчатого вала, цилиндропоршневая группа, шатун, турбокомпрессор, на которые приходится 35 % отказов и 62 % затрат на ремонт.
Поэтому проблема совершенствования эксплуатационно-ремонтных циклов (ЭРЦ) агрегатов и технологических процессов восстановления деталей является актуальной, и от ее решения зависит себестоимость перевозок и производительность автомобилей.
Изменение геометрической формы деталей в процессе эксплуатации является основной причиной повышения интенсивности изнашивания сопряженных деталей и сокращения их ресурса после замены одной из них.
Таким образом, приведенные данные показывают, что закономерное изнашивание деталей агрегатов автомобиля приводит к закономерному изменению диагностических параметров и повышает вероятность недопустимых повреждений деталей (задиры, проворачивание вкладышей, заклинивание и др.), что целесообразно предупреждать путем использования методов и средств диагностирования, функционального тюнинга, восстановительными и упрочняющими технологиями.
В настоящее время сложилась структура эксплуатационно-ремонтного цикла, состоящая из капитальных ремонтов и устранения случайных отказов при текущих ремонтах. При этой структуре удельные затраты сразу же растут после второго капитального ремонта (КР), то есть он не обеспечивает нормативного вторичного ресурса, и оптимальным с экономической точки зрения при этом следует считать ресурс двигателей 270 тыс. км.