Специфика производства и потребления публичных услуг здравоохранения (ПУЗ), а также экономических отношений в сфере здравоохранения с учетом методических подходов позволяет предполагать возможность развития основ межсекторального экономического обеспечения ПУЗ.
В сфере здравоохранения, где все акценты по управлению процессами предоставления публичных услуг все больше перемещаются в систему ОМС, определились контуры нового районирования госгарантий на основе четких территориальных иерархий их финансового обеспечения.
Равновесие спроса и предложения комплексов ПУЗ в значительной степени устанавливается с помощью государственного регулирования, целевого распределения ресурсов и консолидированного бюджета здравоохранения.
Однако в условиях преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования необходима более современная модель государственно-страхового равновесия спроса и предложения ПУЗ, переданных в территориальные программы ОМС для оплаты.
Рассмотрим такую модель баланса экономических интересов производителей, плательщиков и потребителей услуг. Она может опираться на систему регионального планирования как условно-закрытой системы, формирующей экономические отношения при производстве и предоставлении медицинских услуг в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий (территориальных программ ОМС).
Государство в территориально регулируемом контуре оказания медицинских услуг регулирует баланс между потреблением и производством медицинских услуг, заказ ПУЗ, ориентиры развития сферы здравоохранения.
Государство планирует общие расходы на бесплатную для граждан медицинскую помощь, перераспределяет между регионами медицинские технологии и услуги, сертифицирует методы диагностики и осуществляет контроль качества лечения.
Принцип экономического равновесия в территориальных моделях ОМС в России может опираться на лучшие практики существующих кластерных подходов к планированию и финансированию государственных инноваций.