По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Совершенствование экономических отношений при переходе на страховую модель здравоохранения

Фучежи Александр Петрович кандидат экономических наук, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа

В статье рассматриваются организационно-экономические отношения, возникающие между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования в условиях конкретизации публичных услуг здравоохранения. Определены условия равновесия спроса и предложения данных услуг и роль государства в регулировании данного равновесия.

Литература:

1. Венедиктов Д.Д. Международные проблемы здравоохранения. — М.: «Медицина», 1977. — С. 331–335.

2. Власов В.В. Медицина в условиях дефицита ресурсов. — М.: ТРИУМФ, 2000.

3. ВОЗ. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2000 г. // Системы здравоохранения: улучшение деятельности. Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2000 г.

4. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранением: Учебное пособие. — ГОЭТАР-Медиа. — М., 2009. — С. 228.

5. Вялков А.И., Кучеренко В.З. и др. Управление и экономика здравоохранением: учебное пособие / 3-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 664 с.

6. Пирогов М.В. К вопросу повышения эффективности регионального здравоохранения // Экономист лечебного учреждения. — 2016. — №3.

7. Пирогов М.В., Чилилов А.М. Обеспечение финансовой устойчивости в системе обязательного медицинского страхования на региональном уровне // Экономист лечебного учреждения. — 2016. — №3.

Специфика производства и потребления публичных услуг здравоохранения (ПУЗ), а также экономических отношений в сфере здравоохранения с учетом методических подходов позволяет предполагать возможность развития основ межсекторального экономического обеспечения ПУЗ.

В сфере здравоохранения, где все акценты по управлению процессами предоставления публичных услуг все больше перемещаются в систему ОМС, определились контуры нового районирования госгарантий на основе четких территориальных иерархий их финансового обеспечения.

Равновесие спроса и предложения комплексов ПУЗ в значительной степени устанавливается с помощью государственного регулирования, целевого распределения ресурсов и консолидированного бюджета здравоохранения.

Однако в условиях преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования необходима более современная модель государственно-страхового равновесия спроса и предложения ПУЗ, переданных в территориальные программы ОМС для оплаты.

Рассмотрим такую модель баланса экономических интересов производителей, плательщиков и потребителей услуг. Она может опираться на систему регионального планирования как условно-закрытой системы, формирующей экономические отношения при производстве и предоставлении медицинских услуг в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий (территориальных программ ОМС).

Государство в территориально регулируемом контуре оказания медицинских услуг регулирует баланс между потреблением и производством медицинских услуг, заказ ПУЗ, ориентиры развития сферы здравоохранения.

Государство планирует общие расходы на бесплатную для граждан медицинскую помощь, перераспределяет между регионами медицинские технологии и услуги, сертифицирует методы диагностики и осуществляет контроль качества лечения.

Принцип экономического равновесия в территориальных моделях ОМС в России может опираться на лучшие практики существующих кластерных подходов к планированию и финансированию государственных инноваций.

Для Цитирования:
Фучежи Александр Петрович, Совершенствование экономических отношений при переходе на страховую модель здравоохранения. Экономист лечебного учреждения. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: