Анализ системы мотивации, существующей в реальной компании1 (она является одной из ведущих российских ИТ-компаний и одним из наиболее крупных отечественных системных интеграторов) позволил выявить главные проблемы процессов управления мотивацией. К ним можно отнести:
• Отсутствие у сотрудников понимания необходимых шагов развития для получения той или иной награды, будь то повышение зарплаты или должности. Данный аспект существенно влияет на мотивацию карьерного роста сотрудников и повышения своего профессионализма. К примеру, младший аналитик должен осознавать, что ему нужно знать и делать, чтобы вырасти до аналитика, затем — до старшего, а в итоге — до ведущего аналитика. Как правило, часть сотрудников желает повышать уровень развития компетенций в своей области и становиться более квалифицированным специалистом, а часть выбирает направление менеджмента и вертикального роста по иерархической лестнице. Каждому сотруднику приходится строить данный путь самостоятельно, без помощи руководства. Участие руководства в формировании направления развития сотрудников по тому пути, который принесет выгоду и компании, и работнику, необходимо для эффективного мотивирования карьерного роста. Зачастую без такого участия сотрудники, особенно не имеющие большого опыта работы в крупных компаниях, не способны видеть возможности роста или находят большое количество преград, которые не имеют под собой основания. Данная проблема влияет и на текучесть кадров, что влечет за собой такие негативные последствия, как увеличение затрат на поиск и обучение специалистов, снижение лояльности со стороны заказчиков и т. д.
• Отсутствие у компании понимания истинных потребностей своих сотрудников. Многие сотрудники по различным причинам не сообщают самостоятельно о своих потребностях в условиях работы, оплаты труда, рабочего места и т. д. К примеру, работник может иметь пожелания в техническом оснащении рабочего места в части эргономики, оснащения канцелярскими приборами и т. д. или же быть недоволен системой мотивирования или графиком работы, оснащением офиса или даже отношениям с коллегами. Тем не менее, самый важный аспект данной проблемы заключается в том, что компания не имеет понимания, какое развитие и какие цели ставит перед собой каждый работник организации.