По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 002 DOI:10.33920/nik-02-2505-06

Социологическое исследование влияния средств массовой информации на ценностные идеалы

Шилин Андрей Михайлович магистрант направления подготовки «Менеджмент в образовании» факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», 241023, Российская Федерация, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14, Эл. адрес: supershilin2012@yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирующегося информационного общества — влияние средств массовой информации на формирование ценностных идеалов получателей журналистской информации. Результаты авторского социологического исследования свидетельствуют о воздействии телевидения и сети Интернет на мировоззрение людей, из чего проистекает ответственность журналистов за их материалы, которые могут как сформировать нравственные идеалы, так и разрушить моральные установки.

Литература:

1. Головачева О.А. Идентификаторы аморальных проявлений в беллетристике и ранней публицистике Н.С. Лескова // Культура и цивилизация. — 2016. — № 2. — С. 12–21.

2. Головачева О.А. Средства характеризации в публ ицистических статьях Н.С. Лескова об А.И. Герцене: парадигматический и стилистический аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2011. — № 7(61). — С. 79–82.

3. Головачева О.А. Эвфемизмы в статье Н.С. Лескова «Заметка о зданиях» // Российско-белорусско-украинское пограничье: научное взаимодействие в контексте единого социокультурного пространства. — Новозыбков, 2014. — С. 213–217.

4. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. — Брянск, 2021. — С. 25–31.

5. Киселев А.Г. Социальный ракурс сохранения самобытности языка и культуры переселенцев / А.Г. Киселев, С.А. Шилина // Единая российская нация: проблемы формирования её идентичности. — Арзамас, 2017. — С. 23–27.

6. Киселев А.Г. Социокультурные аспекты фольклора как способа сохранения самобытности переселенцев из Украины в Мордовию / А.Г. Киселев, С.А. Шилина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. № 11-3. — С. 473–478.

7. Коханая О.Е., Головин Ю.А. Культура потребления или культура традиционных ценностей в системе журналистского образования // Знание. Понимание. Умение. — 2022. — № 2. — С. 59–71.

8. Мамедов А.К. Культурная революция города / А.К. Мамедов, Э.Д. Коркия // Глобальный научный потенциал. — 2013. — № 10 (31). — С. 47–50.

9. Шилина С.А. (2017) Дискурс русской языковой личности советской и постсоветской эпох // Текст в культурном, историческом, языковом пространстве. — Москва. — С. 510–515.

10. Шилина С.А. (2018) Дискурсивные технологии в социологических исследованиях языковой личности (Пётр Николаевич Киричёк) // Научный журнал Дискурс. — № 1(15). — С. 180–191.

11. Шилина С.А. Исследование поэтического дискурса / С.А. Шилина, О.А. Головачева. — Брянск, 2021. — 160 с.

12. Шилина С.А. Социолингвистические аспекты русской языковой личности советской эпохи как отражение социокультурных процессов в дискурсе / С.А. Шилина // Поливановские чтения. — 2016. — № 11. — С. 289–296.

1. Golovacheva O.A. Identifiers of immoral manifestations in fiction and early journalism by N. S. Leskov // Culture and civilization. — 2016. — No. 2. — P. 12–21.

2. Golovacheva O.A. Means of characterization in N. S. Leskov's journalistic articles about A.I. Herzen: paradigmatic and stylistic aspects // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. — 2011. — No. 7 (61). — P. 79–82.

3. Golovacheva O.A. Euphemisms in N. S. Leskov's article "Note on buildings" // Russian-Belarusian-Ukrainian borderland: scientific interaction in the context of a single socio-cultural space. — Novozybkov, 2014. — P. 213–217.

4. Yepremyan T.V. Discourse of the social space of the city in the context of digitalization / T.V. Yepremyan, S.A. Shilina // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. — Bryansk, 2021. — P. 25–31.

5. Kiselev A.G. Social perspective on preserving the identity of the language and culture of migrants / A.G. Kiselev, S.A. Shilina // United Russian nation: problems of forming its identity. — Arzamas, 2017. — P. 23–27.

6. Kiselev A.G. Sociocultural aspects of folklore as a way of preserving the identity of migrants from Ukraine to Mordovia / A.G. Kiselev, S.A. Shilina // International Journal of Applied and Fundamental Research. — 2015. No. 11-3. — P. 473–478.

7. Kokhanaya O.E., Golovin Yu.A. Consumer Culture or Culture of Traditional Values in the System of Journalism Education // Knowledge. Understanding. Skill. — 2022. — No. 2. — P. 59–71.

8. Mamedov A.K. Cultural Revolution of the City / A.K. Mamedov, E.D. Korkia // Global Scientific Potential. — 2013. — No. 10 (31). — P. 47–50.

9. Shilina S.A. (2017) Discourse of the Russian Linguistic Personality of the Soviet and Post-Soviet Eras // Text in the Cultural, Historical, Linguistic Space. — Moscow. — P. 510–515.

10. Shilina S.A. (2018) Discursive technologies in sociological studies of linguistic personality (Pyotr Nikolaevich Kirichek) // Scientific journal Discourse. — No. 1 (15). — P. 180–191.

11. Shilina S.A. Study of poetic discourse / S.A. Shilina, O.A. Golovacheva. — Bryansk, 2021. — 160 p.

12. Shilina S.A. Sociolinguistic aspects of the Russian linguistic personality of the Soviet era as a reflection of socio-cultural processes in discourse / S.A. Shilina // Polivanovskie readings. — 2016. — No. 11. — P. 289–296.

Актуальность обращения к вопросам повышения роли средств массовой информации в современности не вызывает сомнений: в эпоху становления информационного общества особую остроту приобретает проблема формирования общественного мнения под влиянием журналистских материалов. Телевидение, радио, Интернет, газеты и журналы стали неотъемлемой частью коммуникативного пространства современного города [4; 8], получение информации из этих источников стало таким обыденным, что порой человек не осознает, откуда он знает новость, о которой говорит ему, например, коллега и которая воспринимается как уже известное событие. Поэтому важно проследить механизмы и приемы воздействия СМИ на человека, определить, осознает ли личность это влияние и как к нему относится.

О важности средств массовой информации говорится во многих научных исследованиях [1; 2; 3], а также об их влиянии на сохранение традиционных ценностей [5; 6; 7] и о формировании языковой личности [10; 11; 12].

Чтобы рассмотреть вышеобозначенную проблему, было проведено социологическое исследование методом онлайн-опроса с 26.08.2024 по 30.08.2024. Цель социологического исследования — рассмотреть эффективность воздействия брянских электронных средств массовой информации на жителей Брянщины.

Выборочная совокупность составляет 104 респондента, из которых 77 лиц женского пола (74,04%) и 27 лиц мужского пола (25,96%).

По роду деятельности респонденты распределены следующим образом: пенсионеры составляют 2,9% (3 человека); студенты сузов и вузов — 51% (53 человека); работающие — 46,1% (48 респондентов).

Рассмотрим результаты ответов на вопросы.

Был задан вопрос «Способствует ли ТВ падению культуры и нравственности?», распределение ответов на который следующее: ответ «1. Да» выбрало 30 респондентов, что составляет 28,8% от общего числа респондентов; ответ «2. Нет» выбрало 48 респондентов, что составляет 46,2% от общего числа респондентов; ответ «3. Затрудняюсь ответить» выбрало 26 респондентов, что составляет 25% от общего числа респондентов (рисунок 1).

Для Цитирования:
Шилин Андрей Михайлович, Социологическое исследование влияния средств массовой информации на ценностные идеалы. Ученый совет. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: