По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.346.32–053.6:159.9 DOI:10.33920/pol-01-2402-07

Социологические подходы к изучению проблемы кибербуллинга в молодежной среде

Большакова Наталья Леонидовна старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 450106, г. Уфа, Дуванский б-р, д. 26, кв. 42, тел. +7 927 315 5533, e-mail:BolshakovaNL@mail.ru
Шарипова Элина Рамилевна студент кафедры социальной работы факультета философии и социологии, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 452320, г. Дюртюли, ул. Матросова, д. 6, кв. 50, тел. +7 937 369 2607, e-mail: eligibi@mail.ru

В данной научной статье проведен анализ социологических подходов к проблеме кибербуллинга в молодежной среде. Отмечается, что существует множество подходов к проблеме кибербуллинга, но только комплекс подходов позволит эффективно бороться с этой проблемой онлайн-насилия. Таким образом, предлагается разработка социальной технологии на базе искусственного интеллекта с целью эффективного предупреждения случаев кибербуллинга в социуме.

Литература:

1. Бочавер А.А. Буллинг, кибербуллинг и школьный климат. Международный опыт профилактики социальных рисков в сфере детства: политика, наука, практика: сборник тезисов конференции с международным участием, Москва, 29 октября 2019 г. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019: 22–24.

2. Забелин С.Е. Феномен кибербуллинга в современном мире. Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25 февраля 2022 г. / ред.-сост. И.А. Романовская, Е.А. Тарабановская. Астрахань: ФГББОУ ВПО «Астраханский государственный университет», 2022: 254–256.

3. Завалишина (Роина), О.В. Профилактика буллинга и кибербуллинга в образовательной организации / О.В. Завалишина (Роина), Т.В. Леонова. Педагогический поиск. 2022; 1: 29–31.

4. Киндарова, З.Б. Понятие буллинга как одна из форм девиантного поведения / З.Б. Киндарова, Д.А. Шатаева. Известия Чеченского государственного университета. 2018; 1 (9): 145–148.

5. Халилова Д.А. Социальный проект: понятие и признаки. Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием, Иркутск, 24 апреля 2020 г. / отв. ред. О.Б. Истомина. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020: 224–228.

6. Чан, Т. Киберзапугивание на сайтах социальных сетей: обзор литературы и направления будущих исследований / Т. Чан, К. Чунг, Ли З.У. Ю. Информация и управление. 2021; 58 (2): 1–16.

7. https://dobro.ru/projects/противостояние-буллингу-и-кибербуллингу (дата обращения: 25.10.2023).

8. Кибербуллинг. Понятие. URL: https://billbelsey.com/?cat=13 (дата обращения: 25.10.2023).

1. Bochaver A.A. Bulling, kiberbulling i shkol’nyj klimat. Mezhdunarodnyj opyt profilaktiki social’nyh riskov v sfere detstva: politika, nauka, praktika: sbornik tezisov konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 29 oktyabrya 2019 g. M.: Moskovskij gosudarstvennyj psihologo-pedagogicheskij universitet, 2019: 22–24.

2. Zabelin S.E. Fenomen kiberbullinga v sovremennom mire. Soderzhatel’nye i processual’nye aspekty sovremennogo obrazovaniya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Astrahan’, 25 fevralya 2022 g. / red.-sost. I.A. Romanovskaya, E.A. Tarabanovskaya. Astrahan’: FGBBOU VPO «Astrahanskij gosudarstvennyj universitet», 2022: 254–256.

3. Zavalishina (Roina), O.V. Profilaktika bullinga i kiberbullinga v obrazovatel’noj organizacii / O.V. Zavalishina (Roina), T.V. Leonova. Pedagogicheskij poisk. 2022; 1: 29–31.

4. Kindarova, Z.B. Ponyatie bullinga kak odna iz form deviantnogo povedeniya / Z.B. Kindarova, D.A. SHataeva. Izvestiya CHechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; 1 (9): 145–148.

5. Halilova D.A. Social’nyj proekt: ponyatie i priznaki. Social’nye processy v sovremennom rossijskom obshchestve: problemy i perspektivy: materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Irkutsk, 24 aprelya 2020 g. / otv. red. O.B. Istomina. Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj universitet, 2020: 224–228.

6. CHan, T. Kiberzapugivanie na sajtah social’nyh setej: obzor literatury i napravleniya budushchih issledovanij / T. CHan, K. CHung, Li Z.U. YU. Informaciya i upravlenie. 2021; 58 (2): 1–16.

7. https://dobro.ru/projects/protivostoyanie-bullingu-i-kiberbullingu (data obrashcheniya: 25.10.2023).

8. Kiberbulling. Ponyatie. URL: https://billbelsey.com/?cat=13 (data obrashcheniya: 25.10.2023)

С наступлением технологического века Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Процесс трансформации, который сопровождается распространением цифровизации, в обществе продолжается, и в этой связи появляются и новые социальные проблемы. Так, новой социальной проблемой в социуме выступает кибербуллинг, который обусловлен высоким уровнем коммуникации в онлайн-среде.

Стоит обратиться к анализу дефиниции кибербуллинга. По мнению Билла Белси, под кибербуллингом можно понимать онлайн-насилие, которое направлено на провокацию, ущемление и оскорбление другого человека [8]. Также Чан Т., Чунг К. и Ли З.У. Ю. указывают, что кибербуллинг — это преднамеренное и враждебное поведение отдельного лица или группы лиц, связанное с использованием цифровых технологий для неоднократной передачи агрессивного контента, направленного на причинение вреда или дискомфорта другому человеку [6, с. 2].

Мы должны отметить, что кибербуллинг особенно затрагивает молодежь, потому что, к сожалению, у этой социально-демографической группы отсутствуют навыки цифровой грамотности. Наш тезис касательно того, что молодежь находится в группе социального риска в отношении онлайн-насилия, можно подтвердить с помощью данных агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика». Так, в 2019 г. каждый второй (52 %) подросток в России сталкивался с травлей, а 49 % подростков так или иначе становились жертвами травли в Интернете [2, с. 254].

Отметим, что кибербуллинг, как и любая другая социальная проблема, принимает различные формы: рассылка террористических сообщений, распространение необоснованных слухов, утечка компрометирующих материалов, которые могут легко запятнать репутацию, и даже хакерские атаки, направленные на поиск личной информации человека.

Безусловно, проблема кибербуллинга напрямую сопряжена с буллингом. Если сравнить историографию двух этих проблем, то можно заметить, что кибербуллинг зачастую выступает продолжением буллинга. Для того чтобы подробнее проанализировать соотношение кибербуллинга и буллинга, стоит раскрыть понятие последнего. Шведско-норвежский психолог Ольвеус Д. считал, что буллинг — это систематическое насилие, которое направлено на ущемление, травлю, унижение другого человека. Другой зарубежный исследователь Лэйн Д.А. отметил, что буллинг — это длительное насилие, физическое или психологическое, которое идет со стороны одного человека или группы лиц по отношению к другому человеку, который не способен себя защитить [4, с. 146].

Для Цитирования:
Большакова Наталья Леонидовна, Шарипова Элина Рамилевна, Социологические подходы к изучению проблемы кибербуллинга в молодежной среде. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: