Социологические исследования являются наиболее доступным с точки зрения организации и в то же время достаточно достоверным методом получения объективной информации об изучаемых явлениях. В последние годы широко используется опыт проведения опросов выборочных групп потребителей и производителей медицинских услуг для получения информации, касающейся различных аспектов, в том числе доступности и качества медицинской помощи, эффективности внедрения новых технологий управления, а также для оценки системы организации медицинского обслуживания в конкретных учреждениях здравоохранения [1; 2; 3].
В статье приведены результаты социологического исследования, целью которого стало изучение мнения пациентов по оценке состояния организации обслуживания пациентов санаторно-курортных учреждений ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ».
В качестве инструментария социологического исследования были использованы разработанные нами специальные анкеты для изучения мнения пациентов, которые включали, помимо возрастно-половой характеристики, вопросы, касающиеся предпочтений респондентов в выборе отдыха в России или за рубежом, вопросы ранжирования по степени важности различных медико-социальных аспектов санаторного отдыха, оценки стоимости пребывания в санатории, осведомленности респондентов о структурной организации ОАО «РЖДЗДОРОВЬЕ».
В проведенном социологическом исследовании принимали участие 1120 пациентов различных филиалов ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ».
Возрастная характеристика респондентов представлена в таблице 1. Материалы таблицы 1 свидетельствуют о том, что самой многочисленной является группа ре спондентов в возрасте от 30 до 55 лет — на их долю приходится 67% общей численности. Удельный вес возрастной группы респондентов до 30 лет составил 21% общей численности, возрастной группы старше 55 лет — 12% общей численности респондентов.
На вопрос анкеты «Являетесь ли вы сотрудником или членом семьи сотрудника холдинга “РЖД”?» ответы распределились следующим образом (табл. 2): 90% респондентов являются сотрудниками холдинга «РЖД», 7% респондентов таковыми не являются и 3% пациентов, принявших участие в социологическом исследовании, являются членами семей сотрудников холдинга.