По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376-053.6 DOI:10.33920/pol-01-2408-06

Социокультурная деятельность как интегративная технология активной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях вуза

Веричева Ольга Николаевна кандидат педагогически наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Россия, 156000, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17, E-mail: overicheva@yandex.ru
Веричева Ярослава Игоревна студент ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Россия, 156000, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17, E-mail: yaravericheva1official@gmail.com

В статье определена сущность социокультурной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализуемая в образовательном пространстве ВУЗа в форме деятельности студенческих объединений. Выделены этапы практической реализации технологии социальнокультурной деятельности через процессы ресоциализации, формированию ценностно-смысловых ориентаций и проактивной жизненной установки с сохранением принципов здоровьесбережения и гуманизации высшего образования в РФ, являющиеся важными компонентами эффективного функционирования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в сфере общественно-политических отношений и профессиональной деятельности. Определен правовой статус студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, условия получения высшего образования, цели и задачи применения социокультурных технологий и практик социальной работы применительно к этой уязвимой социальной группе. Выявлена специфика социального воспитания в контексте инклюзивного образовательного процесса, реализующегося в деятельности студенческого объединения, определяющая задачи социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения молодежи с инвалидностью. Представлено методологическое обоснование применимости технологии социокультурной реабилитации в контексте образовательного процесса в ВУЗе как художественнотворческой технологии, направленной на самоактуализацию личности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, формирование профессиональной идентичности и готовности к профессиональной деятельности по выбранному направлению подготовки. Доказана эффективность практического применения данной технологии в условиях деятельности инклюзивного профессионально-направленного студенческого объединения кафедры социальной работы КГУ «Абилимпикс». По результатам эмпирического исследования было доказано, что региональный чемпионат профессионального мастерства «Аблимпикс» помогает студенту с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью восполнить и восстановить социальные компетенции, делает процесс выбора собственной профессиональной и эго-идентичности в рамках инклюзивного образовательного пространства более направленным и определенным: специалист — профессионал — наставник и помощник — участник — студент.

Литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО/под ред. Е.А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва: Юрайт, 2022. ‒ 274 с.

2. Арт-терапия ‒ новые горизонты/под ред. А.И. Копытина. ‒ Москва: Когито-Центр, 2022. ‒ 123 с.

3. Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Общие и частные технологии социальной работы с молодежью // Отечественный журнал социальной работы. 2021. №1 (84). С. 165-178.

4. Бессонова О.Н. Организация жизнедеятельности детских объединений в учреждениях социального обслуживания населения: автореферат диссертации… кандидата педагогических наук. ‒ Кострома: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2002. ‒ 22 с.

5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы в арт-терапии. ‒ Москва: Эксмо-Пресс, 2020. ‒ 250 с.

6. Вальдес Одриосола М. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие. ‒ Москва: Владос, 2021. ‒ 61 с.

7. Веричева О.Н., Топка Н.Б., Румянцев Ю.В., Мамонтова Н.И. Социально-информационное проектирование социокультурного пространства молодежи // Казанский педагогический журнал. 2023. №1 (156). С. 100-109.

8. Веричева О.Н., Киприна Л.Ю. Влияние цифровой трансформации на процесс успешной социализации маломобильных категорий детей и молодежи // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию пионерской организации. Костромской государственный университет. ‒ Кострома, 2022. ‒ С. 26-31.

9. Веричева О.Н., Румянцев Ю.В., Мамонтова Н.И., Смирнова А.А. Стратегии социальной мобильности молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью в сферах образования, здравоохранения, культуры, занятости и трудоустройства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. №2. С. 192-195.

10. Веричева О.Н., Бойцова С.В., Мамонтова Н.И., Румянцев Ю.В. Технологический подход как основа практико-ориентированных моделей социальной работы с пожилыми и инвалидами // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. №4. С. 127-132.

11. Веричева О.Н. Социокультурная реабилитация как художественно-творческая технология: Технологии социальной работы с маломобильными категориями детей и молодёжи: монография. ‒ Дюссельдорф: OmniScriptum Publishing KS, 2020. ‒ 160 с.

12. Веричева О.Н. Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Казанский педагогический журнал. 2017. №6 (125). С. 112-118.

13. Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. — Москва: Изд-во РГСУ, 2020. ‒ 165 с.

14. Дмитриевский В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика: учеб. пособие. ‒ Москва: ГИТИС, 2020. ‒ 113 с.

15. Дрешер Ю. Библиотерапия. Теория и практика. ‒ Санкт-Петербург: Профессия, 2020. ‒ 269 с.

16. Испулова С.Н., Олейник Е.В., Большакова Н.Л., Веричева О.Н., Садыков Р.М. Профессиональная подготовка студентов к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: ресурсы социально-проектной деятельности // Перспективы науки и образования. 2023. №3 (63). С. 378-396.

17. Испулова С.Н., Полозкова Ю.В., Абрарова З.Ф., Большакова Н.Л., Веричева О.Н. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. 2024.№3. С. 118-121.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. ‒ Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2023. ‒ 314 с.

19. Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося: автореферат дис…. кандидата психологических наук. ‒ Курск: Кур. гос. пед. ун-т., 2002. ‒ 18 с.

20. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. ‒ М.: Бахрах. — Москва, 2021. ‒ 286 с.

21. Козлов В.В., Гиршон А.Е. Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. ‒ Санкт-Петербург: Скифия, 2022. ‒ 456 с.

22. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. ‒ Санкт-Петербург: Речь, 2005. ‒ 99 с.

23. Копытин А.И. Арт-терапия: теория и практика. Учебное пособие для вузов. ‒ Москва: Лань, 2023. ‒ 252 с.

24. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. ‒ Москва: Когито — Центр, 2020. ‒ 197 с.

25. Куликова Е.Ф. Социокультурная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением: риски, технологии, возможности/под. ред. Е.А. Ямбурга. ‒ Москва: Федеральный ин-т развития образования, 2013. ‒ 243 с.

26. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие/Н.Ф. Басов, О.Н. Веричева, Н.Б. Топка [и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. ‒ Москва: КноРус, 2024. ‒ 399 с.

27. Технологии социальной работы с молодежью: учебное пособие/Н.Ф. Басов, О.Н. Веричева, Н.Б. Топка [и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. ‒ Москва: КноРус, 2023. ‒ 397 с.

1. Artpedagogika i artterapiia v spetsialnom i inkliuzivnom obrazovanii [Art pedagogy and art therapy in special and inclusive education]: a textbook for secondary vocational education/ed. E.A. Medvedeva. 2nd ed., revised and additional ‒ M.: IuraitPublishing House, 2022. ‒ 274 p. (In Russ.)

2. Art-terapiia ‒ novye gorizonty [Art therapy — new horizons]/ed. A.I. Kopytin. ‒ M.: Cogito-Center, 2022. ‒ 123 p. (In Russ.)

3. Basov N.F., Vericheva O.N. Obshchie i chastnye tekhnologii sotsialnoi raboty s molodezhiu [General and private technologies of social work with youth] // Otechestvennyi zhurnal sotsialnoi raboty [Domestic Journal of Social Work]. 2021. No. 1 (84). P. 165-178. (In Russ.)

4. Bessonova O.N. Organizatsiia zhiznedeiatelnosti detskikh obiedinenii v uchrezhdeniiakh sotsialnogo obsluzhivaniia naseleniia [Organization of life activities of children»s associations in social service institutions]: abstract of thesis for the degree of PhD Candidate in Pedagogy. ‒ Kostroma: Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, 2002. ‒ 22 p. (In Russ.)

5. Betenski M. Chto ty vidish? Novye metody v art-terapii [What do you see? New methods in art therapy]. ‒ M.: EKSMO-Press, 2020. ‒ 250 p. (In Russ.)

6. Valdez Odriozola M. Artterapiia v rabote s podrostkami. Psikhoterapevticheskie vidy khudozhestvennoi deiatelnosti [Art therapy in working with adolescents. Psychotherapeutic types of artistic activity]. Manual. ‒ M.: Vlados, 2021. ‒ 61 p. (In Russ.)

7. Vericheva O.N., Topka N.B., Rumiantsev Iu.V., Mamontova N.I. Sotsialno-informatsionnoe proektirovanie sotsiokulturnogo prostranstva molodezhi [Social and informational design of the sociocultural space of youth] // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2023. No. 1 (156). P. 100-109. (In Russ.)

8. Vericheva O.N., Kiprina L.Iu. Vliianie tsifrovoi transformatsii na protsess uspeshnoi sotsializatsii malomobilnykh kategorii detei i molodezhi [The influence of digital transformation on the process of successful socialization of low-mobility categories of children and youth] // Novyi chelovek v novom obshchestve: problemy sotsializatsii, resursy razvitiia lichnosti i kollektiva [New Person in a New Society: Problems of Socialization, Resources for the Development of the Individual and the Team]. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the pioneer organization. Kostroma State University. ‒ Kostroma, 2022. ‒ P. 26-31. (In Russ.)

9. Vericheva O.N., Rumiantsev Iu.V., Mamontova N.I., Smirnova A.A. Strategii sotsialnoi mobilnosti molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostiami i invalidnostiu v sferakh obrazovaniia, zdravookhraneniia, kultury, zaniatosti i trudoustroistva [Strategies for social mobility of young people with disabilities in the areas of education, health, culture, employment and employment] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2021. Vol. 27. No. 2. P. 192-195. (In Russ.)

10. Vericheva O.N., Boitsova S.V., Mamontova N.I., Rumiantsev Iu.V. Tekhnologicheskii podkhod kak osnova praktiko-orientirovannykh modelei sotsialnoi raboty s pozhilymi i invalidami [Technological approach as the basis of practice-oriented models of social work with the elderly and disabled] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2022. Vol. 28. No. 4. P. 127-132. (In Russ.)

11. Vericheva O.N. Sotsiokulturnaia reabilitatsiia kak khudozhestvenno-tvorcheskaia tekhnologiia: Tekhnologii sotsialnoi raboty s malomobilnymi kategoriiami detei i molodezhi [Sociocultural rehabilitation as an artistic and creative technology: Technologies of social work with low-mobility categories of children and youth]: monograph. ‒ Düsseldorf: OmniScriptum Publishing KS, 2020. ‒ 160 p. (In Russ.)

12. Vericheva O.N. Osobennosti i printsipy formirovaniia razvivaiushchego reabilitatsionnogo prostranstva dlia sotsialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniia malomobilnykh kategorii detei i molodezhi [Features and principles of forming a developing rehabilitation space for social and pedagogical support of low-mobility categories of children and youth] // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2017. No. 6 (125). P. 112-118. (In Russ.)

13. Dementieva N.F., Iatsemirskaia R.S. Trudovaia terapiia v sisteme reabilitatsii bolnykh i invalidov [Occupational therapy in the system of rehabilitation of sick and disabled people]: A textbook for students of social work faculties. — M.: RSSU Publishing House, 2020. ‒ 165 p. (In Russ.)

14. Dmitrievskii V.N. Osnovy sotsiologii teatra: Istoriia, teoriia, praktika [Fundamentals of the sociology of theater: History, theory, practice]: textbook. ‒ M.: GITIS, 2020. ‒ 113 p. (In Russ.)

15. Dresher Iu. Biblioterapiia. Teoriia i praktika [Bibliotherapy. Theory and practice]. ‒ St. Petersburg: Profession, 2020. ‒ 269 p. (In Russ.)

16. Ispulova S.N., Oleinik E.V., Bolshakova N.L., Vericheva O.N., Sadykov R.M. Professionalnaia podgotovka studentov k sotsialnoi reabilitatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami: resursy sotsialno-proektnoi deiatelnosti [Professional preparation of students for social rehabilitation of children with disabilities: resources of social project activities] // Perspektivy nauki i obrazovaniia [Prospects for Science and Education]. 2023. No. 3 (63). P. 378-396. (In Russ.)

17. Ispulova S.N., Polozkova Iu.V., Abrarova Z.F., Bolshakova N.L., Vericheva O.N. Adaptivnaia fizicheskaia kultura i adaptivnyi sport v sotsialnoi reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Adaptive physical culture and adaptive sports in social rehabilitation of persons with disabilities] // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education]. 2024. No. 3. P. 118-121. (In Russ.)

18. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Praktikum po skazkoterapii [Workshop on fairy tale therapy]. ‒ St. Petersburg: Rech LLC, 2023. ‒ 314 p. (In Russ.)

19. Zykova M.N. Psikhologo-pedagogicheskoe vozdeistvie folklora na lichnost uchashchegosia [Psychological and pedagogical impact of folklore on a student»s personality]: abstract of thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology. ‒ Kursk: Kursk State Pedagogical University, 2002. ‒ 18 p. (In Russ.)

20. Kaiasheva O.I. Biblioterapiia i skazkoterapiia v psikhologicheskoi praktike [Bibliotherapy and fairy tale therapy in psychological practice]. ‒ M.: Bakhrakh. — M., 2021. ‒ 286 p. (In Russ.)

21. Kozlov V.V., Girshon A.E. Veremeenko N.I. Integrativnaia tantsevalno-dvigatelnaia terapiia [Integrative dance and movement therapy]. ‒ St. Petersburg: Skifia, 2022. ‒ 456 p. (In Russ.)

22. Kokorenko V.L. Art-tekhnologii v podgotovke spetsialistov pomogaiushchikh professii [Art technologies in the training of specialists in helping professions]. ‒ St. Petersburg: Rech, 2005. ‒ 99 p. (In Russ.)

23. Kopytin A.I. Art-terapiia: teoriia i praktika [Art therapy: theory and practice]. Textbook for higher educational institutions. ‒ M.: Lan, 2023. ‒ 252 p. (In Russ.)

24. Kopytin A.I., Svistovskaia E.E. Art-terapiia detei i podrostkov [Art therapy for children and adolescents]. ‒ M.: Kogito — Center, 2020. ‒ 197 p. (In Russ.)

25. Kulikova E.F. Sotsiokulturnaia reabilitatsiia detei i podrostkov s deviantnym povedeniem: riski, tekhnologii, vozmozhnosti [Sociocultural rehabilitation of children and adolescents with deviant behavior: risks, technologies, opportunities]/ed. E.A. Iamburg. ‒ M.: Federal Institute for Educational Development, 2013. ‒ 243 p. (In Russ.)

26. Sotsialnaia rabota s invalidami [Social work with people with disabilities]: textbook/N.F. Basov, O.N. Vericheva, N.B. Topka [et al.]; edited by N.F. Basov. ‒ M.: KnoRus, 2024. ‒ 399 p. (In Russ.)

27. Tekhnologii sotsialnoi raboty s molodezhiu [Technologies of social work with youth]: textbook/N.F. Basov, O.N. Vericheva, N.B. Topka [et al.]; edited by N.F. Basov. ‒ M.: KnoRus, 2023. ‒ 397 p. (In Russ.)

Статья поступила 05.05.2024 г.

The article was received on 05/05/2024.

К маломобильным категориям молодёжи относятся молодые люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным здесь отнесены: молодые инвалиды (инвалиды молодого возраста) и молодые люди с временным нарушением здоровья. Чаще всего к этой группе многие авторы относят также детей с ограниченными возможностями здоровья [26, с. 78] и молодежь в возрасте от 14 до 35 лет, имеющую инвалидность или временные нарушения здоровья [27, с. 117].

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 11 млн инвалидов, что составляет около 8 процентов населения страны, и более 40 млн маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

Количество молодых инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 483652 человека. В соответствии с информацией Министерства образования и науки Российской Федерации число студентов с инвалидностью, обучающихся по образовательным программам высшего образования в 2022 году составило 33368 человек.

Социально-культурная деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в учреждениях образования является одним из направлений социальной реабилитации.

Социокультурная реабилитация как художественно-творческая технология социальной работы позволяет маломобильным молодёжи в условиях учреждения высшего образования адаптироваться в стандартных социокультурных условиях: осваивать образовательную программу по направлению подготовки; включаться в профессиональную деятельность; осваивать ресурсы культуры, созданные обществом.

В сентябре 2008 года Российской Федерацией была подписана Конвенция о правах инвалидов, признанная в странах-членах ООН. В ней зафиксированы стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной ассамблеи ООН в 1993 году.

Для Цитирования:
Веричева Ольга Николаевна, Веричева Ярослава Игоревна, Социокультурная деятельность как интегративная технология активной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях вуза. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: