На самом деле, социальная журналистика – явление более многогранное, хотя бы исходя из формулировки или понятия самого термина «социальная». А с учетом практики речь идет об информированности общества по темам, освещение которых не хочет финансировать бизнес, а государство вроде обязано уделять внимание. Ведь в ст. 7 Конституции РФ написано, что наша страна – социальное государство, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Среди этих условий, определенно, находится право на объективное и полное информирование о всех сторонах жизни социума. При этом, у отечественного капитала наблюдается категоричная (за редким исключением) позиция игнорирования поддержки социальных и общественно-значимых (просветительских, духовно-нравственных) проектов и сфер деятельности. Как вы понимаете эти кластеры – несовместны. Если, конечно, они не несут коммерческой составляющей (быстрой отдачи) или не подменяют в своих контентах отечественные культурные или нравственные ценности – западными.
Давайте рассмотрим поподробнее этот вопрос.
Например, предусмотрено, что, если СМИ является общественно-политическим, то 55 % площадей или эфирного времени оно отдает под проблематику общества, а 45 % под рекламу. Кто же должен оплачивать остающуюся «общественную» часть подготовки информационной продукции – статей, очерков, радио/теле передач про ветеранов, сельских жителей, озвучивать проблемы рабочих или студентов, вести просветительскую работу, например, в области финансовой грамотности и культуры СМАРТ-потребления в технологически меняющемся мире? Особенно, если учесть, что ситуация на рынке коммерческих услуг СМИ, связанная с последними кризисными явлениями, вышла далеко за пределы обычных трудностей. Кто будет это субсидировать? Вопрос повисает в воздухе, экономика – теряет отрасль, а отрасль – теряет СМИ и профессионалов, что бумерангом задевает всю информационную среду, ведь рекламодатели и PR-специалисты тоже заинтересованы в том, чтобы рынок СМИ был разнообразным и качественными.