Международные и внутринациональные последствия социального кризиса вполне очевидны, поэтому проблема, связанная с пониманием природы и превенцией социального кризиса, требует безотлагательного как научного, так и практического решения.
Однако до сих пор общепринятой, научно разработанной теории социального кризиса нет. Не существует пока обоснованного понимания данного явления. Невероятно, но факт. Парадокс: проблема крайне актуальна, но практически не разработана. Анализ опубликованной литературы на этот счет позволяет сделать именно такой пессимистический вывод [1, 2, 4, 5, 8, 13].
В то же время следует сказать, что история исследования данного феномена носит весьма и весьма продолжительный характер. Но пока в основном превалирует его обыденно-бытовое толкование. Не добавляют ясности и определения кризиса, содержавшиеся в различных словарях. Исходя из этого, сам собой напрашивается вывод: социальная кризисология находится в стадии становления [18].
Как правило, в разных словарях и других изданиях кризис (др. греч. κpίσις — решение, поворотный пункт) трактуется как непреодолимая проблема, которая возникает в результате применения непригодных средств достижения целей в условиях фрустрации (преград), т. е. тупика, что требует принятия решения о применении новых подходов и технологий для выхода из сложившейся ситуации.
Есть многочисленные теории личностного, группового, семейного и организационного кризиса. Практически все они достаточно подробно изложены автором в ряде опубликованных научных статей и учебных пособиях. [13, 15].
Но, пожалуй, наиболее адекватно понять суть социального кризиса позволяет функциональный подход. С этой точки зрения его сущностная характеристика практически одинакова на всех уровнях (личностном, групповом, семейном, организационном, региональном, национальном, иначе говоря, макро-уровне и т. д.). Она заключается в невозможности, неумении или нежелании преодолевать трудности, т. е. барьеры (фрустрации), при достижении целей в течение достаточно продолжительного времени или в стремлении выполнять дисфункции, т. е. те действия, которые в конечном счете приводят к новым преградам в рамках использованных ранее и оказавшихся непригодными подходов к решению реальной или кажущейся непреодолимой проблемы.