По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Социальный капитал университета: развитие в новых условиях

Л.А. Шибанкова кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Казань

В статье дается анализ трендов развития высшего образования. Выявлены особенности их влияния на определение стратегии развития социального капитала университета в современных условиях. Автором рассмотрены изменения, происходящие в формировании и развитии составляющих социального капитала университета, традиционно определенные как «нормы и ценности», «доверие» и «профессиональные социальные сети».

Литература:

1. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5.

2. Гильмеева Р.Х. и др. Когнитивная педагогика. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020.

3. Гильмеева Р.Х. и др. Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации: сборник научных трудов. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020.

4. Игнатьева О.А. Формирование когнитивного и технологического суверенитета в контексте концепции островизации // Гаман-Голутвиной О.В., Сморгунова Л.В., Тимофеевой Л.Н. (ред.) Материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием «Политические вызовы и политический диалог в условиях глобальной турбулентности». М.: Аспект Пресс, 2022.

5. Концепция технологического развития на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р // СПС «КонсультантПлюс».

6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

7. Левина Е.Ю. и др. Генезис когнитивной парадигмы образования. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021.

8. Левина Е.Ю., Гильмеева Р.Х., Шибанкова Л.А. Когнитивный капитал образовательных организаций: гуманитарная ориентация на развитие высшего образования // Педагогика. 2020. № 7.

9. Левина Е.Ю., Гильмеева Р.Х., Шибанкова Л.А. Развитие социального капитала образовательной организации в условиях цифровизации // Сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов». Казань, 2020.

10. Левина Е.Ю., Стукалова О.В., Прокофьева Е.Н. Культуросообразность как целевой ориентир развития высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3.

11. Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Старые новые тренды образования: конверсия университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 4 (36).

12. Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Эволюция трендов образования и новые шаги развития рос сийских университетов // Вестник ЧГПУ им. Яковлева. 2023. № 2.

13. Нестик Т.А. Образ будущего, социальный оптимизм и долгосрочная ориентация россиян: социально — психологический анализ // Социодиггер. 2021. № 9(14). Т. 2.

14. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 // СПС «КонсультантПлюс».

15. Хуторской А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6.

16. Шибанкова Л.А. Доверие как условие развития когнитивного капитала университета // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. № 1(10).

17. Шибанкова Л.А. Человеческий капитал университета: формирование и развитие в эпоху цифровизации // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140).

18. Runia P. Arbeirsmarkt und soziales Kapital // Duisburger Beiträge zur soziologischen Forschung. Duisburg. 2002.

Социальный капитал университета является ресурсом образовательной организации, использование которого дает вузу возможность достигать целей и успешно решать задачи в образовательной, научной, воспитательной деятельности образовательной организации. Современные вызовы развития общества определяют новый взгляд на формирование формальных и неформальных отношений, соответствующих профессиональным ценностям и целям, поиск новых решений для развития социального капитала университета в современных условиях. Обращение к исследованию социального капитала университета обусловлено тем, что социальный капитал дает мультипликативный эффект во взаимодействии с другими капиталами вуза. Усиление человеческого, интеллектуального, организационного капиталов образовательной организации обеспечивает зрелость когнитивного капитала вуза [Левина, Гильмеева, Шибанкова, 2020], который обусловливает качественную подготовку специалистов, отвечающих запросам времени. Большим пластом социального капитала университета являются социальные ресурсы, получаемые в результате профессионального педагогического взаимодействия и доверительных связей, формирование и развитие которых требует особых навыков и умений «строить» профессиональные отношения, владения социальной компетентностью [Runia 2002]. Наращивание социального капитала университета предполагает большие усилия со стороны всех акторов образования и постоянной работы над построением профессиональных взаимоотношений в перманентно меняющихся условиях осуществления подготовки вузом специалиста. Очевидна необходимость анализа новых вызовов, их влияния на выстраивания стратегии развития социального капитала университета, на выбор механизмов и инструментов.

Социальный капитал образовательной организации мы определяем как «совокупность устойчивых взаимных профессиональных связей между акторами образования, используемых для повышения результативности образовательной и научной деятельностей образовательной организации» [Левина, Гильмеева, Шибанкова, 2020, 148].

Для Цитирования:
Л.А. Шибанкова, Социальный капитал университета: развитие в новых условиях. Юрист ВУЗа. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: