Современное общество принято называть информационным, поэтому каждый человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему быть успешным в IT насыщенной среде, т. е. обладать высоким уровнем информационной культуры. Одной из составляющих информационной культуры человека является умение извлекать информацию из различных источников, в том числе и из интернет-ресурсов, не нарушая свою информационную безопасность.
Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [5].
Начало бурному развитию социального медиа положил портал Сlassmates.com, который оказался первой ласточкой. Позже, в 2003–2004 гг., появляются такие сети, как LinkedIn, MySpace и Facebook. Там же мы видим предположение, что «владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу А., именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение». Вместе с тем социальные сети неоднородны.
Говоря о термине «социальные медиа», можно сказать, что наиболее лаконичным представляется определение, данное социологами Д. Мёрти и Д. Торнли: «Это онлайн-площадки, которые предоставляют пользователю недорогие или бесплатные возможности для публикации и получения информации, сотрудничества с другими людьми и обмена мнениями. В соцмедиа пользователь гибко меняет свою роль — он может быть как потребителем, так и автором контента. Для публикации контента ему не нужно обладать специальными знаниями, навыками или умением программировать. Функции соцмедиа позволяют людям объединяться в группы или решать определенные задачи» [6]. Выделяют несколько особенностей, присущих социальным сетям: контент формируется пользователями (это могут быть текстовые сообщения (посты и комментарии), фотографии, видеозаписи, голосовые сообщения, отметки на карте, граффити), но для того, чтобы стать активным участником соцсети, необходимо создать профиль, к которому затем могут быть подключены и другие пользователи или группы. На данный момент не существует общепринятой классификации социальных средств коммуникации. Ряд существующих социальных сетей очень широк — от микроблогинга, до бизнес-сетей и виртуальных миров, и для лучшего понимания каждого типа представляется удобным разделить их по функциональным возможностям [1].