В первую очередь стоит сказать о главных «двигателях» электронной эволюции — людях. Многие специалисты переехали в другие страны, напрочь разрывая прежние связи: они переориентировались на западный рынок, осознав, что стоимость их знаний и опыта там значительно выше. Так как работа в digital не требует территориальной привязки, то оказалось, что процесс релокации не составил для них особого труда. Следует признать, что в этом плане мы получили значительные кадровые потери, которые уже сказались на динамике развития всего IT-направления в целом и социальных сетей в частности.
Одним из ключевых негативных моментов стал запрет двух продуктов компании Meta: Instagram1 и Facebook1. Поскольку суровость законов компенсируется необязательностью их выполнения, то при помощи VPN многие пользователи вернулись довольно быстро. Поэтому запрет властями этих социальных сетей лишь создал неудобства для собственных граждан, не более того. Кроме этого, запретив данные соцсети, власть продемонстрировала «жест доброй воли», полностью выключив пророссийских инфлюенсеров и СМИ из информационной повестки данных сетей. Чем, конечно же, не преминули воспользоваться оппоненты.
Сильнее всего от санкций выиграла сеть Павла Дурова Telegram. Весьма заметно, что над ней работает целая плеяда талантливых людей. Это наиболее современная платформа, чьи разработчики создают будущее с помощью веб-ботов, искусственного интеллекта, систем автоматизации. Начав как мессенджер, Telegram сделал огромный рывок вперед, подключая все новые сервисы и масштабируя возможности. И это дало свои плоды — только за последний год рост числа пользователей по всему миру составил почти 200 млн человек.
Внутренние же ограничения и изменения политики запрещенных платформ оказали гораздо более глубокое воздействие. Стоит упомянуть о трех метаморфозах.
Во-первых, охват большинства групп из России попал под пессимизацию, так называемый теневой бан. Это значит, что если раньше посты показывались на подписчиков и стороннюю аудиторию, которой, возможно, был бы интересен данный контент, то теперь их видят только подписчики, причем далеко не все. Это приводит к тому, что рост многих страниц почти полностью прекратился, а охват упал на 30–90%.