Социальные сети, как нам часто кажется, появились уже давно, и есть уже целое поколение, которое выросло, не зная времен до их существования. Если не рассматривать первые популярные платформы общения в Интернете MySpace (2003), LiveJournal (1999) и первые прототипы современных соцсетей Classmates (1995), а взять период, когда они действительно стали влиять на спрос и потребление, то это приблизительно последние 10 лет. В рамках всей истории классической рекламы и маркетинга, которой более 150 лет, это очень маленький срок. Но за этот срок пройден большой путь, особенно в последние 3–5 лет.
За несколько лет платформы VK, Facebook, Instagram и другие прошли путь от сообществ по интересам и обменом «мемами» до создания страниц крупных корпораций, а также открытия интернет-магазинов на базе сообществ с подключенной оплатой покупок через социальные сети. Это продолжение изменений в экономике, которые повлекло за собой появление Интернета. По данным исследований Яндекс.Маркет и Омнибус ГФК, доля онлайн-покупателей увеличилась вдвое за последние 5 лет.
Происходит перераспределение потока потребления из оффлайн в онлайн, что стимулирует развитие рекламы новых форматов, иных способов оплаты и даже новых путей принятия решения для потребителя. Все эти изменения очень быстротечны, вариативны и изменчивы, еще в книге Дейва Керпена «Маркетинг эпохи «LIKE»» (2013) [2] он писал, что «минус соцсетей в удлинении плеча сделки — они расширяют воронку продаж, при этом оттягивая принятие решения о покупке. Но даже за последние лет всесильно изменилось, и сейчас социальные сети стимулируют продажи, становясь дополнительным потоком клиентов».
Наши ментальные привычки меняются, у людей перераспределяются приоритеты ежедневного внимания. Технический и интеллектуальный прогресс дарят нам больше свободного времени от бытовой деятельности по дому или от рабочих процессов. Мир стремительно меняется последние несколько десятилетий, и человек меняется с ним. Общение в сети поглощает наше внимание, мы переключаемся на коммуникации с людьми, сообществами, ботами и даже фейками и троллями. В новых реалиях оффлайн-реклама и повышение клиентского сервиса больше не работают. Все, что связано с формой и способом подачи, уже плохо перекладывается на социальные сети и Интернет в целом. Сейчас происходит формирование новой IT-культуры и Digital-маркетинга в Интернете и, в частности, в соцсетях, поэтому все так нестабильно, ведь мы находимся на этапе бурного развития индустрии. Нужно владеть всем спектром методологии маркетинга, постоянно тестировать новые инструменты, оставляя только самые эффективные, а также уметь оценивать аналитику происходящего, чтобы вовремя ловить тренд.