В цифровой век мы наблюдаем стремительный рост влияния мобилизационного ресурса электронных и цифровых медиа на общественно-политические процессы. За последнее время появилось немало работ, посвященных исследованию влияния электронных медиаресурсов и компьютерных технологий на политику современного государства. Глобальное информационное пространство характеризуется не только ростом процессов информатизации и цифровизации, созданием новых способов производства с использованием электронных технологий, но и установлением эффективной коммуникации людей. Стоит взять во внимание, что «наступление новой информационной эры сулит всем «несомненные блага». Однако все понимают, что, как в любом явлении, последствия могут быть как позитивными, так и негативными» [14, 27].
Интернетизация практически всех сфер общества привела к усилению роли социальных сетей и электронных медиа в процессе социализации молодого поколения. Анализируя социальный портрет представителей «поколения Z», следует отметить, что это поколение, в отличие от их родителей, не помнит времени без Интернета, не может себе представить жизни без смартфона и социальных сетей, а всё общение в социуме для них делится «на онлайн и офлайн». Наиболее общими их отличительными чертами стали: во-первых, размытое чувство ответственности на фоне гражданского и политического инфантилизма; во-вторых, клиповое сознание, формируемое заголовками и мозаичными картинками, а не чтением серьезных аналитических источников и научно-популярной литературы; в-третьих, замена реальных путешествий, экскурсий и посещений музеев на виртуальные и мультимедийный туры; в-четвертых, предпочтение интернет-чатов, мессенджеров, форумов общению в реальном времени [13, 62–63].
В своем большинстве молодые граждане демонстрируют достаточно конформное политическое поведение. Вместе с тем «уход» молодых граждан в виртуальный мир и отказ от телевидения указывает на тот факт, что «потребление информации молодыми людьми чрезвычайно хаотичное: здесь и новости «Яндекса», и разнообразные YouTube-каналы и блогеры, обрывки новостей в TikTok и даже Инстаграме*»1 [2, 32]. Виртуальный вид передачи информации имеет обширный, часто обновляемый контент и практически «круглосуточное» воздействие на молодежь. Мы разделяем мнение Д.В. Гусева, что «сегодня происходит существенное изменение самого процесса социализации молодого человека, что связано с ослаблением роли традиционных агентов социализации и ростом влияния электронных масс-медиа и социальных сетей» [3, 69]. И здесь надо учитывать, что ее сознание еще достаточное лабильно на фоне недостающего политического опыта и слабой роли традиционных институтов социализации. В результате уровень информационной культуры и само качество потребляемой информации у молодых людей остаются несбалансированными в контексте политической интернетизации.