По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Социальные риски платформенной занятости*

Баймурзина Г. Р. канд. экон. наук, зав. лабораторией региональных исследований качества жизни, Центр изучения регионов России Института социологии Федерального научноисследовательского социологического центра РАН, сотрудник управления научно-исследовательских работ, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа
Сиразетдинова М.Ф. канд. филос. наук, ст. научный сотрудник управления научно-исследовательских работ, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа

В статье представлен анализ платформенной занятости с точки зрения социальных рисков и возможностей для граждан — независимых подрядчиков, осуществляющих трудовую деятельность с использованием цифровых платформ — специальных сайтов и приложений, объединяющих спрос и предложение на работы или услуги. Авторами проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, изучены отзывы и опыт платформенных работников, конкретные кейсы, характеризующие сущность современной платформенной занятости в России.

Литература:

1. Отзыв пользователя «Самозанятый. Управление ИИ. Работа сборщиком заказов» // Сервис отзывов Оtzovik.com. 20.11.2022. — URL: https://otzovik.com/review_14013253.html (дата обращения: 23.09.2023).

2. Рыженкова Ю. Платформенная занятость (гиг-экономика) // Центральная профсоюзная газета «Солидарность». 24.03.2023. — URL: https://www.solidarnost.org/special/profdict/platformennayazanyatost-gig-ekonomika.html (дата обращения: 21.03.2023).

3. Самозанятые работники: законодательные тонкости // Контур. Журнал ГК СКБ «Контур». 08.08.2022. — URL: https://kontur.ru/articles/6111 (дата обращения: 26.09.2023).

4. Серова А.В. Роль судебных решений в повышении качества трудовой жизни платформенных работников // Вопросы трудового права. — 2023. — №5. DOI:10.33920/pol-2-2305-01

5. Синявская О. В., Бирюкова С. С., Аптекарь А.П., Горват Е. С., Грищенко Н. Б., Гудкова Т. Б., Карева Д.Е. Платформенная занятость: определение и регулирование. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 78 с.

6. Шевчук А.В. От фабрики к платформе: автономия и контроль в цифровой экономике // Социология власти. — 2020. — №32 (1). — С. 30–54. DOI: 10.22394/2074-0492-2020-1-30-54

7. Черных Е.А. Качество платформенной занятости: неустойчивые (прекаризованные) формы, практики регулирования, вызовы для России // Уровень жизни населения регионов России. — 2020. — Т. 16, №3. — С. 82–97. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.3.7

8. Choudary S.P. The architecture of digital labour platforms: Policy recommendations on platform design for worker well-being // ILO Future of Work Working Paper Series. — Geneva: ILO, 2018. — Pp. 3–49.

9. Explore — Leeds Protest Map // Leeds Index. — URL: https://leeds-index.co.uk/explore/?country=Russia& sort=latest (дата обращения: 22.08.2023).

10. Howcroft D., Bergvall-Kåreborn B. A typology of crowdwork platform // Work, Employment and Society. — 2019. — N 33 (1). — Рр. 21–38.

11. Prassl J., Risak M. Uber, Taskrabbit, and Co.: Platforms as employers-rethinking the legal analysis of crowdwork // Comparative Labor Law & Policy Journal. — 2015. — N37 (3). — Рр. 619–651.

Цифровые платформы занятости в виде веб-сайтов либо приложений связывают исполнителей с заказчиками, публикующими задания онлайн. Они подчас мгновенно соединяют заказчиков и исполнителей, показывая высокую эффективность и большой потенциал в качестве инфраструктуры согласования спроса и предложения на рабочую силу в условиях цифровой экономики.

Цель статьи — охарактеризовать вызовы, с которыми сталкивается значительная часть платформенных работников и, прежде всего, не имеющих статусов индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход (т. е. зарегистрированного самозанятого). Большинство лиц, регулярно зарабатывающих себе на жизнь через поиск заказчиков на интернет-платформах, по существу, оказываются фиктивными самозанятыми (даже при оформленном налоговом статусе), поскольку их взаимоотношения с заказчиками или платформами часто имеют характер трудовых.

Актуальность проблемы обусловлена беспрецедентным ростом такой формы занятости как в мире, так и в России. Резонансные разбирательства между работниками и платформами, проявляющиеся в предъявлении судебных исков2 и проведении протестных мероприятий работниками платформ (например, со стороны курьеров по доставке еды или таксистов), не могли не содействовать активизации законотворческих инициатив и попыток регуляции новых типов отношений между платформами, заказчиками и исполнителями работ и услуг. Во многих европейских и некоторых азиатских странах платформенная занятость уже регулируется законодательно. В России в первом чтении принят проект федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» №275559–8, в котором пока только вводятся определения платформенной занятости и самозанятости, механизмы регулирования не уточняются.

Очевидно, что вопрос является сложным, и пока не существует единого мнения относительно механизмов регулирования платформенного труда. Дело в том, что потенциальные исполнители работ или услуг на платформах прежде всего и чаще всего заинтересованы в экономической отдаче от своего труда, нежели в социальных гарантиях и эффектах, как это может наблюдаться среди наемных работников. А это, в свою очередь, требует поиска таких решений, при которых удалось бы сбалансировать экономическую привлекательность и социальную справедливость платформенного труда [4]. По мнению представителей профсоюзов, как создание надплатформенного совета, так и принятие закона о занятости на сегодняшний день осуществляются в интересах платформенных компаний [2], поскольку и то, и другое отделяет платформенную занятость от трудовых отношений.

Для Цитирования:
Баймурзина Г. Р., Сиразетдинова М.Ф., Социальные риски платформенной занятости*. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: