По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321.727:94 (4) DOI:10.33920/pol-01-2301-06

Социальные программы как элемент социальной политики европейских парламентских монархий (на примере Княжества Лихтенштейн)

Кабацкий Максим Сергеевич аспирант кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орел, Российская Федерация, Е-mail: mkabatsky@mail.ru, +7 953 611 4916, ORCID ID: 0000-0003-4659-1304

Социальная политика является комплексной и неоднородной системой политического управления, в силу чего представляется необходимым исследование ее реализации в рамках различных политических систем и составляющих их политических институтов. Следует обратить особое внимание на политико-социальный опыт европейских парламентских монархий, в рамках которых элементы социальной политики эффективно реализуются посредством социальных программ, бенефициаром, попечителем или инициатором которых выступает монархическая компонента. Наглядным примером, отражающим осуществление озвученных ранее принципов социальной политики в практическом измерении, являются социальные программы монархической компоненты, представленные в Княжестве Лихтенштейн. В статье рассматриваются социальные программы европейских парламентских монархий, их роль в политическом процессе и влияние института монарха на принятие и реализацию соответствующих политических решений. Обосновывается предположение, что социальные программы, характерные для монархических государств, соответствуют социальной функции института монарха, а также способствуют деэскалации социальной напряженности и росту политической стабильности в обществе. Особый монархический подход позволяет обеспечивать поддержку и защиту тех социальных аспектов, которые в силу своей природы имеют пониженный общественный интерес в государствах немонархической формы правления, что позволяет говорить об уникальном опыте европейских парламентских монархий и их вкладе в политико-социальный прогресс европейских государств. Данные утверждения подтверждаются опытом социальных программ Княжества Лихтенштейн, который используется в качестве иллюстрации данных положений.

Литература:

1. Щетинина О.В. Философия активного поворота в социальной политике: приоритеты технологий социального партнерства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2021. — № 1 (53). — С. 294–296.

2. Касымова С.М. Социальная защита как феномен социальной политики // International Scientific and Practical Conference World science. — 2017. — Т. 2, № 11 (27). — С. 17–19.

3. Морозов М.А. Взаимодействие экономической и социальной политики в условиях социальной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. Сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 141–158.

4. Кабацкий М.С. Современное положение института парламентской монархии в Королевстве Бельгия // Среднерусский вестник общественных наук. — 2020. — Т. 15, № 5. — С. 198–209.

5. Фонд Софии фон Лихтенштейн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://svl-stiftung.li (дата обращения: 13.02.2022).

6. Шарков А.Н. Образовательная политика Российской империи как реализация социальной функции государства: социально-философский анализ // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 208–215.

7. Морозов В.А. Взаимодействие экономической и социальной политики в условиях социальной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. — 2017. — С. 141–158.

8. Ткаченко А.В., Шабанова О.В. Социальная политика государства и социальная работа // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности. — 2021. — С. 382–386.

9. Исаева В.В. Социальная политика государства и социальная работа // Наука через призму времени. — 2021. — № 1 (46). — С. 75–76.

10. Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П., Жигулина А.П., Магомедов М.Х. Совершенствование социальной политики как важнейший фактор улучшения социального климата // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. — 2018. — № 4 (44). — С. 10.

11. Потапов А.М. Социальная справедливость как методологический принцип социальной политики // Экономика и государство: проблемы эффективного управления и развития. — 2021. — С. 287–291.

12. Низовец Ю.В. Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2020. — № 9. — С. 266–269.

13. Мельников Е.Г. Социальные группы и социальная политика: некоторые управленческие аспекты. — 2017. — Т. 3, № 13. — С. 624–628.

14. Щетинина О.В. Философия активного поворота в социальной политике: приоритеты технологий социального партнерства // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской Академии России. — 2021. — № 1 (53). — С. 294–296.

15. Овчинникова Е.А., Баталыгина Ю.А. Социальный проект как форма реализации социальной политики // Глобальный вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. — 2018. — С. 170–177.

16. Капыльцова В.В. Методология социальной политики государства: проблема социальных рисков // Проблемы и перспективы инновационного развития России. — 2018. — С. 17–26.

17. Сересова У.И. От социального государства — к государству социальных инвестиций: новая концепция социальной политики // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы. — 2019. — С. 362–263.

18. Омаров М.О., Алжанбекова Л.М. Основные подходы к разработке региональной социальной политики взаимодействия субъектов социальной политики // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — 2019. — С. 135–139.

19. Касымова С.М. Социальная защита как феномен социальной политики // International scientific and practical conference world science. — 2017. — Т. 2, № 11 (27). — С. 17–19.

20. Неделько С.И., Долгова Н.И. Социальная защита населения как основа государственной политики // Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты). — 2017. — С. 7–9.

1. Schetinina O.V. Philosophy of an active turn in social policy: priorities of social partnership technologies // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2021. — № 1 (53). — PP. 294–296.

2. Kasymova S.M. Social protection as a phenomenon of social policy // International Scientific and Practical Conference World science. — 2017. — Vol. 2. — № 11 (27). — PP. 17–19.

3. Morozov M.A. Interaction of economic and social policy in the conditions of social economy // Economics and management in the XXI century: development trends. Collection of materials of the XXXVIII International Scientific and Practical Conference. — 2017. — PP. 141–158.

4. Kabatsky M.S. The current status of the institute of parliamentary monarchy in the Kingdom of Belgium // Central Russian Journal of Social Sciences. — 2020. — Vol. 15. — № 5. — PP. 198–209.

5. Sophia von Liechtenstein Foundation [electronic resource] // Sophie von Liechtenstein Stiftung [official website]. Access mode: https:// svl-stiftung.li (date of the application: 13.02.2022).

6. Sharkov A.N. Educational Policy of the Russian Empire as a Realization of the Social Function of the State: Social and Philosophical Analysis // New Science: From Idea to Result. — 2017. — Vol. 2 — № 2. — PP. 208–215.

7. Morozov V.A. Interaction of economic and social policy in the conditions of social economy // Economics and management in the 21st century: development trends. — 2017. — PP. 141–158.

8. Tkachenko A.V., Shabanova O.V. Social policy of the state and social work // Social and humanitarian sciences in the face of modern challenges. — 2021. — PP. 382–386.

9. Isaeva V.V. Social policy of the state and social work // Science through the prism of time. — 2021. — № 1 (46). — PP. 75–76.

10. Abdulkadyrov A.S., Zhigulina E.P., Zhigulina A.P., Magomedov M.Kh. Improving social policy as the most important factor in improving the social climate // Information and economic aspects of standardization and technical regulation. — 2018. — № 4 (44). — P. 10.

11. Potapov A.M. Social Justice as a Methodological Principle of Social Policy // Economy and State: Problems of Effective Management and Development. — 2021. — PP. 287–291.

12. Nizovets Y.V. Social protection as the most important component of social policy // Enterprise strategy in the context of increasing its competitiveness. — 2020. — № 9. — PP. 266–269.

13. Melnikov E.G. Social groups and social policy: some managerial aspects. — 2017. — Vol. 3. — № 13. — PP. 624–628.

14. Schetinina O.V. Philosophy of an active turn in social policy: priorities of social partnership technologies // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2021. — № 1 (53). — PP. 294–296.

15. Ovchinnikova E.A., Batalygina Yu.A. Social project as a form of social policy implementation // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. — 2018. — PP. 170–177.

16. Kapyltsova V.V. Methodology of state social policy: the problem of social risks // Problems and prospects of innovative development of Russia. — 2018. — PP. 17–26.

17. Seresova U.I. From the welfare state to the state of social investments: a new concept of social policy // Trajectories of Russia’s political development: institutions, projects, actors. — 2019. — PP. 362–263.

18. Omarov M.O., Alzhanbekova L.M. The main approaches to the development of a regional social policy of interaction between subjects of social policy // Technologies of social work in various spheres of life. — 2019. — PP. 135–139.

19. Kasymova S.M. Social protection as a phenomenon of social policy // International Scientific and Practical Conference World science. — 2017. — Vol. 2. — № 11 (27). — PP. 17–19.

20. Nedelko S.I., Dolgova N.I. Social protection of the population as the basis of state policy // Society and living space of the individual (interdisciplinary aspects). — 2017. — PP. 7–9.

Статья поступила 19.02.2022.

The article was received on 19.02.2022.

Социальная политика является комплексной и неоднородной системой политического управления, в силу чего представляется необходимым исследование ее реализации в рамках различных политических систем и составляющих их политических институтов. Следует обратить особое внимание на политико-социальный опыт европейских парламентских монархий, в рамках которых элементы социальной политики эффективно реализуются посредством социальных программ, бенефициаром, попечителем или инициатором которых выступает монархическая компонента. Наглядным примером, отражающим осуществление озвученных ранее принципов социальной политики в практическом измерении, являются социальные программы монархической компоненты, представленные в Княжестве Лихтенштейн.

Развитие политических систем и политических институтов, составляющих основу любой государственности, свидетельствует о росте вовлеченности общества в политико-управленческий процесс и, как следствие, укреплении связи типа «государство — общество». Данная тенденция приобретает особое значение в XXI в. ввиду усиления и распространения программ социальной направленности в подавляющем большинстве современных государств. Постоянные изменения задач и вопросов социальной политики [1, 294] отражают происходящие трансформации политических институтов, ответственных за принятие политических решений социально-политической направленности. В силу данного обстоятельства возникает необходимость рассмотрения особенностей социальной политики в разных группах государств, включая европейские парламентско-монархические государства.

Существуют исследования, отмечающие специфику социальной политики в государствах с монархической формой правления [6]. Однако стоит подчеркнуть, что, принимая во внимание высокую степень разработанности проблематики, затрагивающей вопросы социальной политики [7–20], социальные аспекты монархической формы правления изучены относительно слабо и менее детально, что подтверждает необходимость углубления соответствующих политических исследований.

Для Цитирования:
Кабацкий Максим Сергеевич, Социальные программы как элемент социальной политики европейских парламентских монархий (на примере Княжества Лихтенштейн). Социальная политика и социальное партнерство. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: