По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Социальные особенности культуры Древнего мира (к различению понятий «протосоциальность» и «социальность»)

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской Академии наук», Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1. E-mail: rozinvm@gmail.com

Статья поступила 26.01.2018 г. В статье вводится понятие «протосоциальность». В рамках культурно-исторической реконструкции социальности, последняя рассматривается как предшествующие в историческом развитии и последующие разные целые, а не стадии развития одного целого. Первое целое, собственно социальность, складывается в античной культуре, ее предпосылки и предшествующие условия рассматриваются автором как протосоциальность. Эмпирический материал для анализа протосоциальности дают исследования культуры Древних царств, а идеи для реконструкции этого материала — характеристики социологического подхода, которые автор перечисляет. Обсуждается ряд особенностей протосоциальности: базисные когерентные представления (вера в богов); характеристики социальных коллективов (они складываются не сами собой, а предполагают формулирование новых смыслов и особую деятельность, создаются на основе идей жесткого вертикального управления, дифференцируются за счет специализации сообществ); системы жизнеобеспечения (идеологии, хозяйства, обучения). Анализируются факторы, обусловливающие изменение социальности, и цикл жизни социальных организмов протосоциальности.

Литература:

1. Большаков А.В. Человек и его двойник / А.В. Большаков. — СПб.: Алетейя, 2001. — 288 с.

2. Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / И. Клочков. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. — 207 с.

3. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с анг. И. Полонской. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 382 с.

4. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании / В.М. Розин. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 256 с.

5. Розин В.М. Культурология. 2-е изд. / В.М. Розин. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.

6. Розин В.М. Культурология. 3-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 464 с.

7. Хюбнер К. Истина мифа. / К. Хюбнер. — М.: Республика, 1996. — 448 с.

8. Эртель М.А. Древний Восток / Очерки всеобщей истории. Книгоиздательство «Польза». — М., 1910. — 331 с.

9. [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гёбекли-Тепе (Дата обращения 01.01.2018).

1. Поясню сначала, что имеется в виду под понятием «протосоциальность».

В книге «Природа социальности» я поставил перед собой задачу построения концепции социальности, трактуя социальность как «предельную социологическую онтологию». Если традиционно речь шла об обществе, то в настоящее время многие исследователи предпочитают говорить о социальности. Однако на первом этапе исследования невозможно указать свойства социальности как онтологии, здесь социальность задается методологическими установками.

Конкретно следующими.

Во-первых, я разделяю оценочное отношение к социальной жизни и необходимость указывать тип социального действия, осуществляя которое надеются улучшить социальную жизнь. Но считаю, что и оценочное отношение, и понимание социального действия нуждаются в проблематизации. Во-вторых, принимаю установку, в соответствие с которой социологический подход предполагает анализ массового поведения и социального порядка. Но опять же, и то, и другое, на мой взгляд, необходимо проблематизировать. В-третьих, я не сомневаюсь, что можно говорить о социальной природе и изучать ее. При этом считаю, что социальность не равна сама себе, она представляет собой культурно-исторический феномен. В-четвертых, на изменение социальности влияет личность, которая по моим работам формируется, начиная с античной культуры. Один из примеров подобного влияния — захват личностью социальных структур, что характерно для диктатур или авторитарных и тоталитарных государств. Наконец, в-пятых, социальность — это форма социальной жизни.

В связи с этим можно говорить о циклах социальной жизни, воспроизводстве социального организма, социальной среде, борьбе социальных организмов между собой, системах жизнеобеспечения и ряде других моментах.

Еще я показываю, что культурно-исторический подход предполагает реконструкцию становления социальности. Подобно другим реконструированным мною социокультурным феноменам (философии, платонической любви, праву) социальность впервые складывается в античной культуре. Реконструкция становления указанных феноменов включает в себя анализ их предпосылок, т. е. того, что можно назвать «протосоциальностью». Если в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля выделяется и обсуждается особая реальность — ретроспективно ее можно назвать первым вариантом социальности — то в предшествующей культуре «Древних царств» (Древнем Египте, Шумере, Вавилоне и др.) эта реальность еще не сложилась (поэтому и не могла быть осознана). Тем не менее, в этой культуре уже можно увидеть ряд черт, характерных впоследствии для античной социальности: формирование больших коллективов, власти, «когерентных» представлений (т. е. общих взглядов на мир и его возникновение), наконец, волевые решения царей по изменению социального порядка. Вот пример последнего. «В первой половине II тысячелетия до н. э. как и в более древнюю эпоху, некоторые месопотамские правители время от времени объявляли “Справедливость” (мишарум) — т. е. издавали особые указы, по которым прощались определенные долги и проданные (очевидно при крайних обстоятельствах) земли, сады и дома безвозмездно возвращались прежним владельцам» [2, С. 50–51].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Социальные особенности культуры Древнего мира (к различению понятий «протосоциальность» и «социальность»). Вопросы культурологии. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: