Специфика современного состояния нашей страны определяется, в первую очередь, геополитическими причинами.
Неожиданно для многих Россия оказалась способна не только адекватно отвечать на масштабные вызовы, но и наступать, активно защищая собственные национальные интересы. Беспрецедентная со времен Карибского кризиса внешняя напряженность противостояния с Западом неизбежно сказывается и на внутренней социально-экономической ситуации. Вместе с тем нужно признать, что рост экономики России прекратился уже в 2012 г., и она держалась на плаву лишь благодаря чрезвычайно благоприятной рыночной конъюнктуре.
Прекратившийся вследствие санкций безудержный приток спекулятивного кредитного капитала и возвращение цен на нефть к экономически обоснованным уровням заставляет ученых и практиков обращаться к рассмотрению давно наболевших проблем экономики, решение которых откладывалось вследствие эйфории, царившей не только в настроениях общества, чей уровень жизни постоянно рос, но и во властных структурах.
В октябре 2016 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки к бюджету на 2017 г.1 , а в ноябре — бюджет на 2017–2019 гг.2 , общий смысл которых сводится к тотальной экономии на всех непроизводительных отраслях экономики, кроме обороны и безопасности; помимо этого, Правительство и Президент РФ неоднократно заявляли, что никакие трудности не приведут к снижению социальных обязательств бюджета, в первую очередь — бюджетного финансирования дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако резкое снижение бюджетного финансирования в масштабах страны уже привело к стремительному уменьшению фонда заработной платы и, соответственно, уменьшению отчислений в Пенсионный фонд России. Кроме того, снижение фонда заработной платы вызвало падение потребительского спроса, а отсюда и недополучение налоговых платежей. В результате нагрузка на бюджет, обусловленная необходимостью дополнительного финансирования Пенсионного фонда, выросла, и при сохранении нынешнего сценария развития экономики страны будет только нарастать.