Современная наука полагает, что возникновение культуры не столько было связано с адаптацией Homo sapiens к внешним условиям среды, сколько было обусловлено групповым характером жизнедеятельности, генетически присущей людям (человек по своей природе «стадное животное»), что обеспечивало именно такой коллективный образ жизни [4; 8; 9; 13]. Адаптация к условиям среды существенно повлияла на возникновение локального разнообразия этнических культур на более позднем этапе социогенеза [2]. Первоначальное же становление человеческого общества и его культуры было детерминировано именно групповым характером жизни.
Социальная консолидация — это процесс объединения людей и сплочения их в устойчивую группу на том или ином основании.
Склонность к социальной консолидации люди унаследовали от своих животных предков, большинство видов которых стремится к групповому существованию по причинам:
• облегчения поиска брачного партнера;
• возможности коллективной самозащиты;
• возможности внутреннего популяционного взаимодействия и взаимовыручки;
• у мелких хищников коллективная охота является основным методом пропитания [11].
По всей видимости, социальная консолидация человеческих общин времен первобытной эпохи строилась на аналогичных основаниях.
В ходе истории и развития культуры круг оснований для социальной консолидации постепенно расширялся. С объединением родовых общин в племена начал формироваться протоэтнический тип объединений, который со временем развился в этнический. При этом сохранились и чисто родственные объединения — во всем многообразии форм от семьи до клана. В процессе «неолитической революции» появились поселенческие общины, которые со временем разделились на сельские и городские. Процесс разделения труда и социальных функций со временем привел к образованию социальных сословий, а позднее и профессиональных констелляций. Этническая и социальная консолидация-локализация быстро дополнились и религиозной, поскольку каждое племя, городская община или профессиональная констелляция обзаводилась своим богом-покровителем. С образованием этнических государств эти боги объединялись в этнические пантеоны, со временем возникли монотеистические и мировые религии, которые превратились в важнейшее основание для консолидации [7]. Появление государства породило и соответствующие типы политических объединений сограждан.