По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316 DOI:10.33920/nik-02-2112-02

Социальные функции культуры

Флиер Андрей Яковлевич д-р филос. наук, проф., главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, проф. Московского государственного лингвистического университета, Россия, 119072, Москва, Берсеневская набережная, д. 18-20-22, строение 3, эл. адрес: andrey.flier@yandex.ru

Возникновение и доминирующий вектор развития культуры являются естественным результатом и отражением процесса коллективного образа жизни, присущего людям. С помощью культуры решаются главные задачи эффективного использования возможностей, создаваемых таким типом жизнедеятельности. Сама же культура при этом представляет собой наиболее общую систему норм социального (группового) существования людей. Культура обеспечивает порядок в социальной жизни сообщества, она упорядочивает социальную практику жизнедеятельности людей, и именно в этом заключается ее наибольшая социальная значимость. Все прочие составляющие социальной полезности культуры (облагораживание личности, смягчение нравов, развитие гуманитарной эрудиции населения и пр.) являются уже производными от этой главной задачи, решаемой культурой, — упорядочивания социальной жизни сообщества, установления определенного свода нормативных принципов и форм, по которым осуществляется эта жизнь.

Литература:

1. Арон Р. Эссе о свободах / Раймон Арон; [Пер. с фр. Н.А. Руткевич]. — М.: Праксис, 2005. — 195 с.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов; отв. ред. Ю.В. Бромлей [АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая]. — М.: Наука, 1989. — 243 с.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания [перевод] / Питер Бергер, Томас Лукман. — М.: Моск. филос. фонд, 1995. — 322 с.

4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. — СПб.: Петроглиф, 2009. — 352 с.

5. Козер Л. Функции социального конфликта / Льюис Козер [пер. с англ. яз. О. Назаровой]; под. общ. ред. Л.Г. Ионина. — М.: Идея-пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. — 205 с.

6. Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии / Доклад, прочитанный в Институте биологии развития РАН 19 марта 2009 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm (дата доступа: 10.01.2020).

7. Мердок Дж.П. Социальная структура [текст] / Дж. П. Мердок; пер. [с англ.] и коммент. А.В. Коротаева; Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т высш. гуманитарных исслед., семинар «Фольклор/постфольклор: структура, типология, семиотика». — М.: О.Г.И, 2003. — 605 с.

8. Моррис Д. Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога; [Пер. с англ. В. Кузнецова]. — СПб.: Амфора, 2001. — 272 с.

9. Пелипенко А.А. Постижение культуры [текст]: монография: [в 2 ч.] / А.А. Пелипенко. — Москва: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2012. — Ч. 1: Культура и смысл. — 2012. — 605 с.

10. Смелзер Н.Д. Социология; [Пер. с англ. / Нейл Смелзер]; науч. ред. изд. на рус. яз. [и авт. предисл.] В.А. Ядов. — М.: Феникс, 1994. — 687 с.

11. Тинберген Н. Поведение животных; [Пер. Е. Панова, О. Орлова]. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. — 192 с.

12. Турен А. Возвращение человека действующего = Le retour de L'acteur: Очерк социологии / Ален Турен; [Пер. c фр. Е.А. Самарской]. — М.: Науч. мир, 1998. — 203 с.

13. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры [текст] / А.Я. Флиер; Науч. ассоц. исследователей культуры, Науч. об-ние «Высш. шк. Культурологии». — Москва, Артём: Изд-во «Согласие», 2014. — 556 с.

14. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. [и др.] Глобальные трансформации: Политика, экономика и культура / Дэвид Хелд [и др.]; [Пер. с англ. В.В. Сапова и др.]. — М.: Праксис, 2004. — XXIII, [I]. — 575 с.

15. Штомпка П. Социология социальных изменений; [Пер. с англ.] / Петр Штомпка; под ред. В.А. Ядова; Ин-т «Открытое о-во». — М.: Аспект-пресс, 1996. — 414 с.

16. Элиас Н. Общество индивидов = Die Gesellschaft der Individuen; [Пер. с нем.] / Норберт Элиас. — М.: Праксис, 2001. — 331 с.

1. Aron R. Esse o svobodakh / Raymon Aron; [Per. s fr. N.A. Rutkevich]. — M.: Praksis, 2005. — 195 s.

2. Arutyunov S.A. Narody i kul'tury. Razvitiye i vzaimodeystviye / S.A. Arutyunov; otv. red. YU.V. Bromley [AN SSSR, In-t etnografii im. N.N. Miklukho-Maklaya]. — M.: Nauka, 1989. — 243 s.

3. Berger P., Lukman T. Sotsial'noye konstruirovaniye real'nosti: Traktat po sotsiol. znaniya [perevod] / Piter Berger, Tomas Lukman. — M.: Mosk. filos. fond, 1995. — 322 s.

4. Dol'nik V.R. Neposlushnoye ditya biosfery. Besedy o povedenii cheloveka v kompanii ptits, zverey i detey / V.R. Dol'nik. — SPb.: Petroglif, 2009. — 352 s.

5. Kozer L. Funktsii sotsial'nogo konflikta / L'yuis Kozer [per. s angl. yaz. O. Nazarovoy]; pod. obshch. red. L.G. Ionina. — M.: Ideya-press, Dom intellektual. kn., 2000. — 205 s.

6. Markov A.V. Proiskhozhdeniye i evolyutsiya cheloveka. Obzor dostizheniy paleoantropologii, sravnitel'noy genetiki i evolyutsionnoy psikhologii / Doklad, prochitannyy v Institute biologii razvitiya RAN 19 marta 2009 g. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes. htm (data dostupa: 10.01.2020).

7. Merdok Dzh.P. Sotsial'naya struktura [tekst] / Dzh. P. Merdok; per. [s angl.] i komment. A.V. Korotayeva; Rossiyskiy gos. gumanitarnyy un-t, In-t vyssh. gumanitarnykh issled., seminar «Fol'klor/postfol'klor: struktura, tipologiya, semiotika». — M.: O.G.I, 2003. — 605 s.

8. Morris D. Golaya obez'yana. Chelovek s tochki zreniya zoologa; [Per. s angl. V. Kuznetsova]. — SPb.: Amfora, 2001. — 272 s.

9. Pelipenko A.A. Postizheniye kul'tury [tekst]: monografiya: [v 2 ch.] / A.A. Pelipenko. — Moskva: ROSSPEN: Fond «Prezidentskiy tsentr B.N. Yel'tsina», 2012. — CH. 1: Kul'tura i smysl. — 2012. — 605 s.

10. Smelzer N.D. Sotsiologiya; [Per. s angl. / Neyl Smelzer]; nauch. red. izd. na rus. yaz. [i avt. predisl.] V.A. Yadov. — M.: Feniks, 1994. — 687 s.

11. Tinbergen N. Povedeniye zhivotnykh; [Per. Ye. Panova, O. Orlova]. — M.: AST-Press Kniga, 2012. — 192 s.

12. Turen A. Vozvrashcheniye cheloveka deystvuyushchego = Le retour de L'acteur: Ocherk sotsiologii / Alen Turen; [Per. c fr. Ye.A. Samarskoy]. — M.: Nauch. mir, 1998. — 203 s.

13. Fliyer A.YA. Izbrannyye raboty po teorii kul'tury [tekst] / A.YA. Fliyer; Nauch. assots. issledovateley kul'tury, Nauch. ob-niye «Vyssh. shk. Kul'turologii». — Moskva, Artom: Izd-vo «Soglasiye», 2014. — 556 s.

14. Kheld D., Gol'dblatt D., Makgryu E. [i dr.] Global'nyye transformatsii: Politika, ekonomika i kul'tura / Devid Kheld [i dr.]; [Per. s angl. V.V. Sapova i dr.]. — M.: Praksis, 2004. — XXIII, [I]. — 575 s.

15. Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmeneniy; [Per. s angl.] / Petr Shtompka; pod red. V.A. Yadova; In-t «Otkrytoye o-vo». — M.: Aspekt-press, 1996. — 414 s.

16. Elias N. Obshchestvo individov = Die Gesellschaft der Individuen; [Per. s nem.] / Norbert Elias. — M.: Praksis, 2001. — 331 s.

Современная наука полагает, что возникновение культуры не столько было связано с адаптацией Homo sapiens к внешним условиям среды, сколько было обусловлено групповым характером жизнедеятельности, генетически присущей людям (человек по своей природе «стадное животное»), что обеспечивало именно такой коллективный образ жизни [4; 8; 9; 13]. Адаптация к условиям среды существенно повлияла на возникновение локального разнообразия этнических культур на более позднем этапе социогенеза [2]. Первоначальное же становление человеческого общества и его культуры было детерминировано именно групповым характером жизни.

Социальная консолидация — это процесс объединения людей и сплочения их в устойчивую группу на том или ином основании.

Склонность к социальной консолидации люди унаследовали от своих животных предков, большинство видов которых стремится к групповому существованию по причинам:

• облегчения поиска брачного партнера;

• возможности коллективной самозащиты;

• возможности внутреннего популяционного взаимодействия и взаимовыручки;

• у мелких хищников коллективная охота является основным методом пропитания [11].

По всей видимости, социальная консолидация человеческих общин времен первобытной эпохи строилась на аналогичных основаниях.

В ходе истории и развития культуры круг оснований для социальной консолидации постепенно расширялся. С объединением родовых общин в племена начал формироваться протоэтнический тип объединений, который со временем развился в этнический. При этом сохранились и чисто родственные объединения — во всем многообразии форм от семьи до клана. В процессе «неолитической революции» появились поселенческие общины, которые со временем разделились на сельские и городские. Процесс разделения труда и социальных функций со временем привел к образованию социальных сословий, а позднее и профессиональных констелляций. Этническая и социальная консолидация-локализация быстро дополнились и религиозной, поскольку каждое племя, городская община или профессиональная констелляция обзаводилась своим богом-покровителем. С образованием этнических государств эти боги объединялись в этнические пантеоны, со временем возникли монотеистические и мировые религии, которые превратились в важнейшее основание для консолидации [7]. Появление государства породило и соответствующие типы политических объединений сограждан.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Социальные функции культуры. Ученый совет. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: