По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.663.2: 159.922.262

Социальные факторы городской идентичности: по материалам опроса жителей южно-российских городов*

Татьяна Сергеевна Киенко канд. социол. наук, доцент кафедры социальных технологий, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344068, г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, 24/26, Тел.: +7 928 189 0947, e-mail: tatyanakienko@mail.ru

В статье представлены итоги опроса горожан 29 южно-российских городов (2018 г.). Оценки городской среды связаны с социальным статусом горожан, городской идентичностью, специфичны в городах различных типов. Жители мегаполисов, крупных и больших городов выше оценивают социокультурный потенциал своих городов, чем жители малых и средних городов. Чем старше горожанин, чем дольше он проживает в городе, чем выше его образовательный статус и чем активнее его физическая и социальная сопричастность к городской жизни, тем выше привязанность к городу, тем лучше горожане знают свои города, больше их любят, заинтересованы в развитии и сохранении историко-культурного наследия. Существенными социальными факторами городской идентичности выступают возраст, уровень образования, наличие работы, жилья, наличие друзей и родных, факт рождения в городе, а также тип города.

Литература:

1. Ахмадинуров, Р. М., Испулова, С. Н. Социальное пространство монопрофильного города: специфика, проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. Издво Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород). — 2019. — № 1 (53). — С. 60–64.

2. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц. Н. А. Шматко. — СПб.: Алтейя, 2007. — 288 с.

3. Быстрова, Т. Ю., Певная, М. В., Папулова, А. А. Ресурсы культурной регенерации уральских городов в оценках молодого поколения горожан // Вопросы управления. — 2018. — № 6. — Вып. 36. — С. 177–187.

4. Воробьева, И. В., Кружкова, О. В., Симонова, И. А. Социальный серфинг: специфика ценностных ориентаций молодежи в современном обществе // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 5. — С. 45–50.

5. Глазычев, В. Л. Городская среда. Технология развития. Настольная книга. — М.: Изд-во «Ладья», 1995. — 240 с.

6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

7. Дягилева, Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — С. 54–59.

8. Заборова, Е. Н., Исламова, А. Ф. Город как социальное пространство // Социологические исследования. — 2013. — № 2. — С. 97–101.

9. Иконников, А. В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. — М.: Стройиздат, 1972. — 216 с.

10. Лефевр А. Производство пространства / пер. с францу. С. А. Эфирова // Социологическое обозрение. — 2002. — № 2. — Вып. 3. — С. 27–29.

11. Ло Дж. Объекты и пространства // Социологические исследования. — 2006. — Т. 5, № 1. — С. 30–43.

12. Никонова, А. А. Культурное наследие и формирование идентичности // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. — 2009. — № 2. — С. 203–208.

13. Радина, Н. К., Поршнев А. В. Пожилые горожане мегаполисов и малых городов: солидарность, альтруизм и приоритеты в области городского развития // Социология власти. — 2014. — № 3. — С. 141–158.

14. Сараф М. Я. Культурное пространство как предмет исследования // Пространство и время. — 2011. — № 4. — Вып. 6. — С. 15–19.

15. Сойя, Э. Как писать о городе с точки зрения пространства // Логос. — 2008. — № 3. — С. 130–140.

16. Социальное пространство современного города / под. ред. Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. — 252 с.

17. Федотова Н. Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2017. — № 20 (3). — С. 32–49.

18. Филоненко, В. И., Штомпель, Л.А., Штомпель, О. М., Понеделков, А. В. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов // Власть. — 2016. — Т. 24, № 9. — С. 155–163.

19. Jeon J. Y., Lee P. J., Hong, J. Y., Lavandier C., Lafon J., Axelsson Ö., Hurtig M. A. Cross-National Comparison in Assessment of Urban Park Soundscapes in France, Korea, and Sweden Through Laboratory Experiments // Applied Acoustics. — 2017. — No. 130. — Р. 107–117.

Городская предметно-пространственная среда является социальным пространством (Э. Сойя [14]; Дж. Ло [10]) и социальным продуктом (А. Лефевр [9]), местом символического проявления статуса, власти, капитала (П. Бурдье [1]), пространством культуры. Городская среда как социокультурное пространство создает «каркас» социокультурной жизни, отражает историю создания и заселения, экономические и политические процессы, образ жизни, культуру и быт народа, процессы и результаты труда, мысли, творчества, следы социального неравенства, борьбы и единства; в нее вложены цели и замыслы, ценности и напоминания, которые ежедневно видят и слышат горожане. Город обладает культурным потенциалом — совокупностью историко-культурной среды, духовно-ценностных и интеллектуальных ресурсов, экономической и материально-технической базы. Специфику культуры города определяет его ландшафт и экология, архитектурно-планировочная (пространственно-предметная) среда, социокультурная и бытовая инфраструктура, этнокультурная и историко-культурная составляющие, формирующие городскую идентичность (А. В. Иконников [8]). Социальное и культурное соединяются в единое социокультурное пространство (М. Я. Сараф [13]), которое не только транслируется и воспроизводится, но и ежедневно конструируется в повседневных практиках. Реальные объекты и пространства мы дополняем своей памятью, фантазией и воображением, знаниями, социальным и культурным опытом, заново «прочитываем» и социально «перерабатываем» в зависимости от дискурса, целей.

Городская идентичность как компонент социальной идентичности личности формируется в результате идентификации с конкретной городской общностью, усвоения и воспроизводства символического капитала города, социальных норм и стиля жизни. Факторами формирования городской идентичности выступают образ города, городские мифы и истории, городские символы, знаковые места, способы трансляции идентичности, осознание уникальности города, сплоченность городского сообщества и пр. (Н. С. Дягилева [6, с. 56]). Городская идентичность тесно связана с чувством патриотизма, традиционными и новыми практиками трансляции исторического и культурного наследия, преемственностью историко-культурной памяти. А. А. Никонова обосновывает двустороннюю связь культурного наследия и идентичности и необходимость личностного погружения в процессы присвоения, производства и трансляции культурного наследия, обращая внимание на проблему разрыва преемственности культурной памяти: «потрясения и утраты, свершившиеся в XX в., привели к слому выработанных веками способов передачи от поколения к поколению культурно-исторической памяти…» [11, с. 204]. С процессами городской идентичности связаны тенденции трансформации историко-культурной памяти. Исследования студенческой молодежи, проведенные с 2006 по 2016 г. под руководством В. И. Филоненко на юге России, показали существенное снижение знаний студентами событий Великой Отечественной войны, литературы военной тематики, общей культурной и исторической грамотности; отмечается рассогласование образа Родины как «места, где я родился и вырос» (идентичность с малой родиной показали 44,1 % студентов) и гордости за малую родину (гордятся своей малой родиной лишь 23,1 % [17]). Современные дети вырастают в условиях нового информационного общества, бесконтрольности информации, изобилия визуальных и аудиальных образов, которые поступают из разных источников (в том числе ненадежных и манипулятивных). Молодежь с интересом читает писателей-фантастов, которые обращаются к реальным историческим фактам и персонажам, но осмысляют их через призму художественных образов; массовая культура наполнена идеями ремейков и новых интерпретаций, что отражается в современной архитектуре и искусстве, художественных и анимационных фильмах, видеоклипах музыкальных групп и рекламных роликах, на страницах комиксов и на принтах футболок. В итоге современный подросток смешивает факты, репрезентации и интерпретации, узнает историю по западным фильмам, литературу по аннотациям, следит за событиями в виртуальных сообществах и общается в социальных сетях. Не секрет, что в средствах массовой информации, в политических, спортивных и иных дискурсах имеют место искажения, информационные и культурные манипуляции и дискриминации (сносят памятники героям войны, ставят запреты на участие в международных мероприятиях российских актеров и спортсменов, музыкантов и ученых, переписывают учебники истории и литературы, искажают новости). С помощью информационных технологий в постсоветских странах была быстро стерта память о знаковых событиях прошлого, искажена военная история и историческая правда, перевернуты герои и предатели. Достаточно двух-трех десятилетий забвения, чтобы Великая Отечественная война превратилась в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, Шухевич и Бандера из преступников стали национальными героями, а фамилии советских воинов-освободителей стали в лучшем случае ассоциироваться с названиями улиц. Отмеченное с особой остротой демонстрирует проблему утраты и искажения культурной памяти как фактора размывания городской идентичности.

Для Цитирования:
Татьяна Сергеевна Киенко, Социальные факторы городской идентичности: по материалам опроса жителей южно-российских городов*. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: