По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.624 DOI:10.33920/pol-01-2511-02

Социальное партнерство в профилактике асоциального поведения у обучающихся

Шалимова Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2. (E-mail: oly7788@yandex.ru; +79208178888) ORCID ID: 0009‑0002‑8894‑2432

Настоящая статья посвящена исследованию проблем, связанных с проявлением асоциального поведения среди обучающихся, а также разработке комплекса эффективных методов и форм его профилактики с привлечением ресурсов социального партнёрства. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения, и предлагает подходы к улучшению существующей системы профилактики в образовательных организациях. Целью работы является определение сущности и форм социального партнёрства, применяемых в образовательной сфере, и изучение возможностей интеграции различных социальных институтов в единую систему противодействия асоциальному поведению обучающихся. Особое внимание уделяется выявлению взаимосвязи между условиями образовательного процесса и возникновением поведенческих нарушений. Актуальность подобного исследования обусловлена несколькими важными факторами. Современные образовательные учреждения сталкиваются с увеличением проявлений асоциального поведения среди школьников и студентов. Это связано с изменениями социальной среды, влиянием новых медиа, ухудшением социально-экономической обстановки и снижением воспитательной роли семьи. Традиционные методы профилактики часто оказываются недостаточными для предотвращения негативных явлений. Требуется обновление подходов, разработка комплексных мероприятий и привлечение ресурсов социального партнерства для комплексного воздействия на проблему. Асоциальное поведение влияет не только на самих подростков, но и на общество в целом. Оно способствует росту преступности, наркомании, алкоголизма и другим негативным социальным явлениям. Следовательно, решение этой проблемы важно для поддержания общественного порядка и стабильности. Несмотря на существующие научные разработки, многие аспекты взаимодействия образовательных учреждений и социальных партнеров остаются недостаточно исследованными. Изучение механизмов сотрудничества позволит оптимизировать профилактическую работу и повысить её эффективность. К основным задачам исследования относятся: — выявление основных причин появления асоциального поведения среди учащихся школ и вузов; — определение роли и функций социального партнёрства в рамках профилактической работы; — обоснование необходимости модернизации действующих подходов к профилактике асоциального поведения, используя современные информационные технологии и искусственный интеллект; — оценка эффективности используемых мер профилактики и выработка рекомендаций по повышению оперативности реагирования на изменение ситуации. Методология исследования включает изучение теоретико-прикладной литературы, рассматривающей деятельность образовательных учреждений, проведение анкетирования преподавателей и сотрудников образовательных организаций, а также применение качественных методов анализа статистических данных. Полученные результаты позволяют сформулировать ряд выводов относительно потенциала социального партнёрства в предотвращении асоциального поведения и предлагают практические рекомендации по оптимизации системы профилактики. Среди предложений особое значение имеют мероприятия по расширению взаимодействия образовательных учреждений с представителями гражданского общества, государственными структурами и некоммерческими организациями, а также инициативам по внедрению цифровых платформ и интеллектуальных систем мониторинга состояния здоровья и эмоционального фона обучающихся. Данная работа направлена на укрепление позиций педагогического сообщества в области защиты прав и гарантий благополучного развития молодого поколения, что особенно актуально в условиях современного российского общества, характеризующегося высокими темпами изменений и повышенной уязвимостью молодёжи к негативным социальным влияниям.

Литература:

1. Абашина, А.Д. Создание комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних: по материалам городской опытноэкспериментальной площадки/А.Д. Абашина // Социальная педагогика. — 2017. — №3. — С. 99‑118.

2. Абраменкова, В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации/В.В. Абраменкова // Мир психологии. — 2008. — №1 (53). — С. 175‑189.

3. Алиева, М.Г. Причины асоциального поведения подростков/М.Г. Алиева, Я.С. Славкина, Ю.М. Малаева // Kazakhstan Science Journal. — 2019. — Т. 2, №4 (5). — С. 40‑43.

4. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Метод. пособие/С.Л. Братченко; С.Л. Братченко. — СПб.: С.‑Петер. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. — 55 с.

5. Вербицкая, Д.А. Асоциальное поведение: причины возникновения/Д.А. Вербицкая // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: Материалы III Всероссийской научно-практической. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. — С. 422‑427.

6. Воробьева, К.А. Психологические технологии профилактики и коррекции девиантного поведения и асоциальной направленности личности/К.А. Воробьева // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 24 марта 2022 года/Науч. редактор Т.В. Христидис. — Москва: Московский государственный институт культуры, 2022. — С. 180‑189.

7. Давлетбаева, З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание/З.К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — Т. 14, №2‑1. — С. 137‑145.

8. Данова, Н.Ю. Необходимость формирования активной гражданской позиции в процессе социокультурной идентификации личности через систему образования Российской Федерации/Н.Ю. Данова // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы ХIII Международной научно-практической конференции. — Владимир: Транзит-ИКС, 2024. — С. 346‑350.

9. Путилина, Ю.Ю. Асоциальное поведение как проблема современного общества/Ю.Ю. Путилина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. — 2020. — №12. — С. 186‑190.

10. Ратинов, А.Р. Предисловие/А.Р. Ратинов // Избранные труды. — Москва: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. — С. 4‑10.

11. Реан, А.А. Дерационализация сознания молодежи как вызов государственной системе образования — к постановке проблемы/А.А. Реан, Г.М. Гогиберидзе, И.А. Коновалов // Российский девиантологический журнал. — 2025. — Т. 5, №2. — С. 224‑240.

12. Сафонов, В.А. Эффективность социального партнерства: теоретический подход/В.А. Сафонов // Петербургский юрист. — 2016. — №3. — С. 67‑72.

13. Сидорова, А.А. Психология адаптации человека: учебное пособие/А.А. Сидорова. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. — 112 с.

14. Ковров, В.В. Проблемы раннего выявления асоциального поведения учащихся в образовательной организации/В.В. Ковров // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. — Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. — С. 291‑297.

15. Копытов, А.В. Связь генетических факторов с девиантным и асоциальным поведением у лиц мужского пола подросткового и молодого возраста, страдающих алкогольной зависимостью/А.В. Копытов, И.М. Голоенко, Е.Л. Трисветова // Военная медицина. — 2013. — №1 (26). — С. 57‑62.

16. Ладов, В.А. Эпистемологические основания нейрофизиологической теории интеллекта Д. Хокинса/В.А. Ладов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2010. — №2 (10). — С. 27‑31.

17. Мазина, О.Н. Предупреждение асоциального поведения учащихся на основе социального партнерства/О.Н. Мазина // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки: Материалы всероссийской научнопрактической конференции, Оренбург, 20‑22 мая 2009 года/Редколлегия: Кирьякова А.В., Летута С.Н., Проскурин А.Д. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2009. — С. 1761‑1764.

18. Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения: Сборник научных трудов. — Краснодар: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2017. — 215 с.

19. Щербаков, Г.В. Развитие научных взглядов на преступное поведение: к социальному научению через теории психодинамики, социального окружения и дифференциальной ассоциации/Г.В. Щербаков, И.В. Лаврентьева // Прикладная юридическая психология. — 2020. — №3 (52). — С. 6‑18.

20. Ярушина, В.Г. Асоциальное поведение студенческой молодежи/В.Г. Ярушина // Образование и наука в современных условиях. — 2016. — №3 (8). — С. 218‑220.

1. Abashina, A. D. Sozdanie kompleksa dopolnitel`ny`x mer profilaktiki asocial`nogo povedeniya nesovershennoletnix: po materialam gorodskoj opy`tnoe`ksperimental`noj ploshhadki/A. D. Abashina // Social`naya pedagogika. — 2017. — № 3. — S. 99‑118.

2. Abramenkova, V.V. Podrostkovaya subkul`tura kak prostranstvo samorealizacii/V.V. Abramenkova // Mir psixologii. — 2008. — №1 (53). — S. 175‑189.

3. Alieva, M.G. Prichiny` asocial`nogo povedeniya podrostkov/M.G. Alieva, Ya.S. Slavkina, Yu.M. Malaeva // Kazakhstan Science Journal. — 2019. — T. 2, №4 (5). — S. 40‑43.

4. Bratchenko, S.L. Vvedenie v gumanitarnuyu e`kspertizu obrazovaniya: Metod. posobie/S.L. Bratchenko; L. Bratchenko. — SPb.: S.‑Peter. gos. un-t ped. masterstva, 2003. — 55 s.

5. Verbiczkaya, D.A. Asocial`noe povedenie: prichiny` vozniknoveniya/D.A. Verbiczkaya // Social`ny`e instituty` v pravovom izmerenii: teoriya i praktika: Materialy` III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj. — Irkutsk: Irkutskij gosudarstvenny`j universitet, 2021. — S. 422‑427.

6. Vorob`eva, K.A. Psixologicheskie texnologii profilaktiki i korrekcii deviantnogo povedeniya i asocial`noj napravlennosti lichnosti/K.A. Vorob`eva // Aktual`ny`e problemy` pedagogiki i psixologii: Materialy` VII Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii, Moskva, 24 marta 2022 goda/Nauch. redaktor T.V. Xristidis. — Moskva: Moskovskij gosudarstvenny`j institut kul`tury`, 2022. — S. 180‑189.

7. Davletbaeva, Z.K. Asocial`noe povedenie uchashhixsya: vidy` i soderzhanie/Z.K. Davletbaeva // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. — 2012. — T. 14, №2‑1. — S. 137‑145.

8. Danova, N.Yu. Neobxodimost` formirovaniya aktivnoj grazhdanskoj pozicii v processe sociokul`turnoj identifikacii lichnosti cherez sistemu obrazovaniya Rossijskoj Federacii/N.Yu. Danova // Molodezh` i budushhee: professional`naya i lichnostnaya samorealizaciya: materialy` XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Vladimir: Tranzit-IKS, 2024. — S. 346‑350.

9. Putilina, Yu.Yu. Asocial`noe povedenie kak problema sovremennogo obshhestva/Yu.Yu. Putilina // Obrazovanie i nauka bez granicz: fundamental`ny`e i prikladny`e issledovaniya. — 2020. — №12. — S. 186‑190.

10. Ratinov, A.R. Predislovie/A.R. Ratinov // Izbranny`e trudy`. — Moskva: Akademiya General`noj prokuratury` Rossijskoj Federacii, 2016. — S. 4‑10.

11. Rean, A.A. Deracionalizaciya soznaniya molodezhi kak vy`zov gosudarstvennoj sisteme obrazovaniya — k postanovke problemy`/A.A. Rean, G.M. Gogiberidze, I.A. Konovalov // Rossijskij deviantologicheskij zhurnal. — 2025. — T. 5, №2. — S. 224‑240.

12. Safonov, V.A. E`ffektivnost` social`nogo partnerstva: teoreticheskij podxod/V.A. Safonov // Peterburgskij yurist. — 2016. — №3. — S. 67‑72.

13. Sidorova, A.A. Psixologiya adaptacii cheloveka: uchebnoe posobie/A.A. Sidorova. — Sankt-Peterburg: Leningradskij gosudarstvenny`j universitet im. A.S. Pushkina, 2019. — 112 s.

14. Kovrov, V.V. Problemy` rannego vy`yavleniya asocial`nogo povedeniya uchashhixsya v obrazovatel`noj organizacii/V.V. Kovrov // Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodyozhi: regional`ny`e modeli i texnologii: Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Yalta: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost`yu «Izdatel`stvo Tipografiya «Arial», 2019. — S. 291‑297.

15. Kopy`tov, A.V. Svyaz` geneticheskix faktorov s deviantny`m i asocial`ny`m povedeniem u licz muzhskogo pola podrostkovogo i molodogo vozrasta, stradayushhix alkogol`noj zavisimost`yu/A.V. Kopy`tov, I.M. Goloenko, E.L. Trisvetova // Voennaya medicina. — 2013. — №1 (26). — S. 57‑62.

16. Ladov, V.A. E`pistemologicheskie osnovaniya nejrofiziologicheskoj teorii intellekta D. Xokinsa/V.A. Ladov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. — 2010. — №2 (10). — S. 27‑31.

17. Mazina, O.N. Preduprezhdenie asocial`nogo povedeniya uchashhixsya na osnove social`nogo partnerstva/O.N. Mazina // Mnogoprofil`ny`j universitet kak regional`ny`j centr obrazovaniya i nauki: Materialy` vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Orenburg, 20‑22 maya 2009 goda/Redkollegiya: Kir`yakova A. V., Letuta S.N., Proskurin A.D. — Orenburg: Orenburgskij gosudarstvenny`j universitet, 2009. — S. 1761‑1764.

18. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty` social`noj pedagogiki i psixologii deviantnogo povedeniya: Sbornik nauchny`x trudov. — Krasnodar: Mezhregional`ny`j centr innovacionny`x texnologij v obrazovanii, 2017. — 215 s.

19. Shherbakov, G.V. Razvitie nauchny`x vzglyadov na prestupnoe povedenie: k social`nomu naucheniyu cherez teorii psixodinamiki, social`nogo okruzheniya i differencial`noj associacii/G.V. Shherbakov, I.V. Lavrent`eva // Prikladnaya yuridicheskaya psixologiya. — 2020. — №3 (52). — S. 6‑18.

20. Yarushina, V.G. Asocial`noe povedenie studencheskoj molodezhi/V.G. Yarushina // Obrazovanie i nauka v sovremenny`x usloviyax. — 2016. — №3 (8). — S. 218‑220.

Статья поступила 12.09.2025

Статья подписана в печать 22.09.2025

The article was received on 12.09.2025

The article was signed for publication on 22.09.2025

Современное российское общество сталкивается с ростом проявления асоциального поведения среди молодежи, что становится серьезной проблемой, как для образовательных учреждений, так и для общества в целом. Для начала следует разобраться с понятийнокатегориальным аппаратом. Что же такое асоциальное поведение?

Асоциальное поведение — это форма поведения индивида или группы лиц, нарушающая общепринятые нормы морали, права и этики, противоречащая интересам общества и окружающих людей. Такое поведение характеризуется антиобщественными действиями, такими как правонарушения, агрессивность, употребление наркотиков и алкоголя, аморальность и прочие негативные поступки, ведущие к дестабилизации общественных процессов и разрушению нормальных межличностных взаимоотношений [5], также известно, как девиантное поведение.

Проблема асоциального поведения активно изучалась и продолжает оставаться предметом пристального интереса исследователей в области психологии, педагогики, криминологии и социологии. Несмотря на значительный объем исследований, нельзя сказать, что тема исчерпывающе раскрыта. Вопросы причин, структуры и способов коррекции асоциального поведения продолжают привлекать ученых и практикующих специалистов, поскольку эта проблема постоянно эволюционирует вместе с изменением общества.

Среди известных отечественных авторов и учёных, уделивших значительное внимание изучению асоциального поведения, выделяют: Ю. А. Александровского («Психология и патология поведения человека» — труд посвящен классификации типов антисоциального поведения и клиническим аспектам их диагностики [13]); В. В. Абраменкова (исследовала механизмы становления детской и подростковой девиации в связи с особенностями семейных отношений и средовыми факторами [2]); С. Л. Братченко (разрабатывал концепцию позитивной социализации и изучил причины возникновения асоциальных установок у несовершеннолетних [4]); А Р. Ратинов (предложил теорию психологической деформации личности правонарушителей, раскрывающую внутренние мотивы асоциального поведения [10]); Ю. Ю. Путилина (рассматривает формирование асоциальности несовершеннолетними в проявлении себя [9]); В. Г. Ярушина (объектом исследования автора является асоциальное поведение студенческой молодежи [20]); Н. Ю Данова (описывает проблематику педагогической профилактики асоциального поведения [8]); А. А. Реан (рассматривает асоциальное поведение как комплексную проблему [11]) и др.

Для Цитирования:
Шалимова Ольга Николаевна, Социальное партнерство в профилактике асоциального поведения у обучающихся. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: