Статья поступила 12.09.2025
Статья подписана в печать 22.09.2025
The article was received on 12.09.2025
The article was signed for publication on 22.09.2025
Современное российское общество сталкивается с ростом проявления асоциального поведения среди молодежи, что становится серьезной проблемой, как для образовательных учреждений, так и для общества в целом. Для начала следует разобраться с понятийнокатегориальным аппаратом. Что же такое асоциальное поведение?
Асоциальное поведение — это форма поведения индивида или группы лиц, нарушающая общепринятые нормы морали, права и этики, противоречащая интересам общества и окружающих людей. Такое поведение характеризуется антиобщественными действиями, такими как правонарушения, агрессивность, употребление наркотиков и алкоголя, аморальность и прочие негативные поступки, ведущие к дестабилизации общественных процессов и разрушению нормальных межличностных взаимоотношений [5], также известно, как девиантное поведение.
Проблема асоциального поведения активно изучалась и продолжает оставаться предметом пристального интереса исследователей в области психологии, педагогики, криминологии и социологии. Несмотря на значительный объем исследований, нельзя сказать, что тема исчерпывающе раскрыта. Вопросы причин, структуры и способов коррекции асоциального поведения продолжают привлекать ученых и практикующих специалистов, поскольку эта проблема постоянно эволюционирует вместе с изменением общества.
Среди известных отечественных авторов и учёных, уделивших значительное внимание изучению асоциального поведения, выделяют: Ю. А. Александровского («Психология и патология поведения человека» — труд посвящен классификации типов антисоциального поведения и клиническим аспектам их диагностики [13]); В. В. Абраменкова (исследовала механизмы становления детской и подростковой девиации в связи с особенностями семейных отношений и средовыми факторами [2]); С. Л. Братченко (разрабатывал концепцию позитивной социализации и изучил причины возникновения асоциальных установок у несовершеннолетних [4]); А Р. Ратинов (предложил теорию психологической деформации личности правонарушителей, раскрывающую внутренние мотивы асоциального поведения [10]); Ю. Ю. Путилина (рассматривает формирование асоциальности несовершеннолетними в проявлении себя [9]); В. Г. Ярушина (объектом исследования автора является асоциальное поведение студенческой молодежи [20]); Н. Ю Данова (описывает проблематику педагогической профилактики асоциального поведения [8]); А. А. Реан (рассматривает асоциальное поведение как комплексную проблему [11]) и др.