По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 2–74 DOI:10.33920/pol-01-2306-03

Социальное партнерство органов государственной власти с религиозными организациями

Саралаев Нур Керимкулович д-р филос. наук, профессор, директор Института философии, религии и социально-политических исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики, 720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 265-а, e-mail: institut.filosofii@mail.ru
Салморбекова Рита Бобуевна д-р филос. наук, профессор, старший научный сотрудник Института философии, религии и социально-политических исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики, 720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 265-а, e-mail: r.salmorbekova@mail.ru
Ибраев Мирлан Эрмекович научный сотрудник Института философии, религии и социально-политических исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики, 720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 265-а, e-mail: mirlan.ibraev@gmail.com

В данной статье дается анализ Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021–2026 гг., раскрыта роль религии в развитии страны, поднимаются проблемы, предстоящие во исполнение указа Президента КР. В новой Концепции определены принципы и механизмы взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, религиозных объединений и общин, а также других институтов гражданского общества. Для обеспечения социального партнерства религиозных организаций в реализации государственной политики на основе Концепции внедряются механизмы диалога и взаимодействия. Они основываются на формировании устойчивых диалоговых площадок с участием всех заинтересованных сторон в этом вопросе.

Литература:

1. Громова А. В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций современной России в зеркале эмпирической социологии: социология в системе научного управления: тезисы докладов IV Российского социологического конгресса. URL: http://www.isras.ru/VSK_IV_partion. html?section=13 (дата обращения: 15.05.2012).

2. Государственная комиссия по делам религии Кыргызской Республики (religion.gov.kg)

3. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021–2026 годы (minjust. gov.kg)

4. Население — Официальная статистика — Статистика Кыргызстана (stat.kg)

5. Никитина, В. С. Роль социальной политики предприятия в его развитии / В. С. Никитина, С. Н. Испулова. Социальная политика и социальное партнерство. 2022; 5: 320–325.

6. Мирошникова Е. М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007; 16–18.

7. Салморбекова, Р. Б. Мероприятия по оказанию поддержки этническим кыргызам / Р. Б. Салморбекова, А. Д. Сутенова. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2022; 22, 3: 197–200.

1. Gromova A. V. Sotsialnoe partnerstvo gosudarstva i religioznykh organizatsii sovremennoi Rossii v zerkale empiricheskoi sotsiologii: Sotsiologiia v sisteme nauchnogo upravleniia [Social partnership between the state and religious organizations of modern Russia in the mirror of empirical sociology: Sociology in the system of scientific management]: abstracts of the IV Russian Sociological Congress. Available at: http://www.isras.ru/VSK_IV_partion.html?section=13 (accessed: 05/15/2012). (In Russ.)

2. State Commission for Religious Affairs of the Kyrgyz Republic (religion.gov.kg). (In Russ.)

3. CONCEPT of the state policy of the Kyrgyz Republic in the religious sphere for 2021–2026 (minjust.gov.kg) CONCEPT of the state policy of the Kyrgyz Republic in the religious sphere for 2021–2026 (minjust.gov.kg). (In Russ.)

4. Official Statistics of Population of Kyrgyzstan (stat.kg). (In Russ.)

5. Nikitina V. S. Rol sotsialnoi politiki predpriiatiia v ego razvitii [The role of the social policy of the enterprise in its development] / V. S. Nikitina, S. N. Ispulova // Sotsialnaia politika i partnerstva [Social Policy and Partnerships]. 2022. No. 5. P. 320–325. (In Russ.)

6. Miroshnikova E. M. Kooperatsionnaia model gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii: opyt i problemy [Cooperative model of state-church relations: experience and problems] / E. M. Miroshnikova. M., 2007. P. 16–18. (In Russ.)

7. Salmorbekova R. B. Meropriiatiia po okazaniiu podderzhki etnicheskim kyrgyzam [Measures to provide support to ethnic Kyrgyz] / R. B. Salmorbekova, A. D. Sutenova // Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavianskogo universiteta [Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University]. 2022. Vol. 22. № 3. P. 197–200. (In Russ.)

В Кыргызстане социальное партнерство государственных органов и религиозных организаций опирается на международные принципы прав человека и свободы вероисповедания, которые регулируется законодательством Кыргызской Республики. На основе Конституции КР и законов Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» была принята Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021–2026 гг. (далее — Концепция) [3]. Концепция раскрывает роль религии в жизни и развитии кыргызского общества. Во исполнение Концепции с 2021 г. со стороны Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики проводятся различные мероприятии в рамках совершенствования нормативно-правовой базы в урегулировании религиозной сферы. Актуальность и важность данной темы вызвана необходимостью рассмотрения вопросов социального партнерства между религиозными организациями и государственными институтами. Данная Концепция в религиозной сфере заменяет прежнюю Концепцию на 2014– 2020 гг. Кыргызской Республики, принятую в 2014 г. В старой редакции Концепция была направлена на «строгий контроль» государством сферы религиозной деятельности в целях обеспечения безопасности и борьбы с религиозным экстремизмом.

Новая редакция Концепции в религиозной сфере на 2021–2026 гг. должна обеспечивать «целостность народа, межкультурное и межрелигиозное согласие, развитие государственно-конфессионального партнерства, укрепление светских основ государства». Цель государственной политики на ближайшие пять лет в сфере религии заключается в том, чтобы совершенствовать механизмы социального партнерства религиозных организации с государственными институтами на местах; урегулирование деятельности религиозных организаций и тесное сотрудничество. В связи с этим перед Государственной комиссией по делам религий Кыргызской Республики [2] стоит задача решить ряд проблем во взаимоотношении с религиозными лидерами.

В регионах ряд религиозных лидеров и служителей культа попытаются вмешаться в деятельность государственных и муниципальных органов с использованием религиозно-политического ресурса. Особенно такая тенденция наблюдается во время выделения земельных участков на построение мечетей и медресе. Представители религиозных объединений стараются забрать стратегически значимые участки в данной местности. В то же время государственные и муниципальные служащие, местные депутаты не всегда соблюдают принцип и права жителей данной местности при исполнении служебных обязанностей.

Для Цитирования:
Саралаев Нур Керимкулович, Салморбекова Рита Бобуевна, Ибраев Мирлан Эрмекович, Социальное партнерство органов государственной власти с религиозными организациями. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: