В Кыргызстане социальное партнерство государственных органов и религиозных организаций опирается на международные принципы прав человека и свободы вероисповедания, которые регулируется законодательством Кыргызской Республики. На основе Конституции КР и законов Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» была принята Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021–2026 гг. (далее — Концепция) [3]. Концепция раскрывает роль религии в жизни и развитии кыргызского общества. Во исполнение Концепции с 2021 г. со стороны Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики проводятся различные мероприятии в рамках совершенствования нормативно-правовой базы в урегулировании религиозной сферы. Актуальность и важность данной темы вызвана необходимостью рассмотрения вопросов социального партнерства между религиозными организациями и государственными институтами. Данная Концепция в религиозной сфере заменяет прежнюю Концепцию на 2014– 2020 гг. Кыргызской Республики, принятую в 2014 г. В старой редакции Концепция была направлена на «строгий контроль» государством сферы религиозной деятельности в целях обеспечения безопасности и борьбы с религиозным экстремизмом.
Новая редакция Концепции в религиозной сфере на 2021–2026 гг. должна обеспечивать «целостность народа, межкультурное и межрелигиозное согласие, развитие государственно-конфессионального партнерства, укрепление светских основ государства». Цель государственной политики на ближайшие пять лет в сфере религии заключается в том, чтобы совершенствовать механизмы социального партнерства религиозных организации с государственными институтами на местах; урегулирование деятельности религиозных организаций и тесное сотрудничество. В связи с этим перед Государственной комиссией по делам религий Кыргызской Республики [2] стоит задача решить ряд проблем во взаимоотношении с религиозными лидерами.
В регионах ряд религиозных лидеров и служителей культа попытаются вмешаться в деятельность государственных и муниципальных органов с использованием религиозно-политического ресурса. Особенно такая тенденция наблюдается во время выделения земельных участков на построение мечетей и медресе. Представители религиозных объединений стараются забрать стратегически значимые участки в данной местности. В то же время государственные и муниципальные служащие, местные депутаты не всегда соблюдают принцип и права жителей данной местности при исполнении служебных обязанностей.