На сегодняшний день социальное партнерство в России представляет собой сложную социальную систему, которая выходит за рамки трудовой сферы. Участниками данной системы являются общественные гражданские формирования (гражданское общество), представители бизнеса и власть. Социальное партнерство принято делить на две модели: тред-юнионистскую и межсекторную.
Тред-юнионистская модель социального партнерства, так называемая модель «трипартизма», представляет собой механизм взаимоотношений между государственными органами, работодателями и профсоюзами. Так, Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство как «…систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений» [3, с. 12].
Если говорить о межсекторной модели социального партнерства, то она является специфическим типом общественных отношений между различными социальными группами, слоями, общностями и властными структурами, а если точнее — моделью взаимодействия трех секторов общества: власти (государства), бизнеса и некоммерческих общественных организаций. Если в тредюнионистской модели участниками социального партнерства являются профсоюзы, ассоциации работодателей и государство, то область охвата межсекторной модели намного шире, так как она включает в себя отношения между НКО, бизнес-сообществом и государством. Также социальное партнерство можно представить исходя из условий и предпосылок появления этого феномена.
Основными принципами социально-трудового партнерства являются: «равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений» [3, с. 19].