По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.105.6

Социальное партнерство как ключевое направление регулирования социально-трудовых отношений в рыночном хозяйстве

Е.И. Килюшик ОАО «МОЭК», г. Москва, E-mail: ekilushik@mail.ru

В рыночных условиях, когда государственное регулирование социально-трудовых отношений минимизировано, только за счет социального партнерства между работодателем и работником можно договариваться и на взаимовыгодных условиях достичь высокого экономического результата. Одним из наиболее сложных методологических вопросов является определение эффекта управления. Как известно, эффект управления проявляется в том, что все элементы объекта управления приведены в действие и используются наиболее рационально в соответствии с их назначением. Он отражает количественно и качественно характеристики каждого элемента системы в целом.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2014.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 / Российская Федерация. Кодексы. — М.: Проспект, 2014.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации / Российская Федерация. Кодексы. — М.: Эксмо, 2014.

4. Алам А. Способствуя процветанию (рост производительности труда в государствах Восточной Европы и бывшего Советского Союза) / А. Алам, А.П. Касеро, Ф. Хан, Ч. Удомсаф // Экономическая политика. — 2014. — № 4.

5. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Роль социальной политики и социального партнерства в мотивации персонала организации // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129).

6. Бухалков М.И. Система управления производительностью труда и эффективностью производства / М.И. Бухалков // Организатор производства. — 2011. — № 4.

7. Бушмелева Г.В. Мониторинг в системе управления предприятием: Монография / Г.В. Бушмелева; Ин-т экономики УрО РАН; науч. ред. О.И. Боткин. — Екатеринбург; Ижевск, 2011.

8. Жув Д. Подбор персонала / Д. Жув. — М.: ИД «Нева», 2013.

9. Карамышева Н.М. Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений в регионе // Вестник Башкирского университета. — 2012. — Т. 17, № 1.

На сегодняшний день социальное партнерство в России представляет собой сложную социальную систему, которая выходит за рамки трудовой сферы. Участниками данной системы являются общественные гражданские формирования (гражданское общество), представители бизнеса и власть. Социальное партнерство принято делить на две модели: тред-юнионистскую и межсекторную.

Тред-юнионистская модель социального партнерства, так называемая модель «трипартизма», представляет собой механизм взаимоотношений между государственными органами, работодателями и профсоюзами. Так, Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство как «…систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений» [3, с. 12].

Если говорить о межсекторной модели социального партнерства, то она является специфическим типом общественных отношений между различными социальными группами, слоями, общностями и властными структурами, а если точнее — моделью взаимодействия трех секторов общества: власти (государства), бизнеса и некоммерческих общественных организаций. Если в тредюнионистской модели участниками социального партнерства являются профсоюзы, ассоциации работодателей и государство, то область охвата межсекторной модели намного шире, так как она включает в себя отношения между НКО, бизнес-сообществом и государством. Также социальное партнерство можно представить исходя из условий и предпосылок появления этого феномена.

Основными принципами социально-трудового партнерства являются: «равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений» [3, с. 19].

Для Цитирования:
Е.И. Килюшик, Социальное партнерство как ключевое направление регулирования социально-трудовых отношений в рыночном хозяйстве. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: