По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008 DOI:10.33920/nik-02-2011-06

Социальное мифотворчество в пространстве массовой культуры

Чижик Анна Владимировна старший преподаватель, кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9, эл. адрес: afrancuzova@mail.ru

Изучая характерные особенности современного социокультурного пространства, во многом определяющиеся архаическими явлениями, можно выделить следующие признаки современного этапа ее развития, связанного с пространством мифологического: анонимизация культуры, дерационализация сознания и центристские социокультурные ориентации. Материалы статьи могут представлять интерес в качестве научно-методического материала в рамках направления «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание сочинений. Т. 1. С. 50–156.

2. Костина А.В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2009. — № 105. — С. 17–33.

Для мифологических форм характерно проявление жизнеспособности во всех социокультурных слоях и явлениях, в полной же мере они способны воплощаться в феноменах массовой культуры. Особое место в современной массовой культуре, например, занимают жанры, предлагающие индивиду уникальную возможность опредмечивания коллективных страхов и надежд и последующего их изживания через пародирование, ценностную девальвацию, профанацию или же идентификацию с их героями [2, c. 17–33]. Доминирующее большинство жанровых проявлений массовой культуры выступает в качестве совокупного современного мифа со всей его атрибутикой и спецификой подачи, как современной мифологии, существующей в форме идеологии, а также основных архетипических структур сознания, среди которых выделяются своей фундаментальностью архетипы времени и пространства.

Миф как актуальный компонент любой культуры, является универсальным механизмом создания единого мировоззрения, опредмечивания гипотетических представлений о действительности, становясь информационно-технологическим обеспечением в процессе жизнедеятельности человека, а также, отвечая латентным интенциям массового сознания, механизмом продуцирования всевозможных коллективных страхов.

Мифологические представления, характерные для культуры с диалогическим мышлением, присущи, на наш взгляд, и культуре информационного общества с развитыми матрицами рационально-понятийного знания, обращенного к логическим конструктам. Мифологические структуры обычно воссоздаются бытовым сознанием на уровне повседневного опыта, однако также они используются и теоретическим сознанием в роли философско-методологического приема, в таком случае мифотворчество приобретает форму гносеологических мифов.

Так как почвой для создания мифов является массовое сознание, в эпоху информационного общества актуализация мифа рядом ученых рассматривается как кризис рациональности. Отход от логики причинно-следственных зависимостей объясняется отсутствием точек невозврата, что ведет существенной перестройке философского, этического и художественного сознания.

Для Цитирования:
Чижик Анна Владимировна, Социальное мифотворчество в пространстве массовой культуры. Ученый совет. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: