Для мифологических форм характерно проявление жизнеспособности во всех социокультурных слоях и явлениях, в полной же мере они способны воплощаться в феноменах массовой культуры. Особое место в современной массовой культуре, например, занимают жанры, предлагающие индивиду уникальную возможность опредмечивания коллективных страхов и надежд и последующего их изживания через пародирование, ценностную девальвацию, профанацию или же идентификацию с их героями [2, c. 17–33]. Доминирующее большинство жанровых проявлений массовой культуры выступает в качестве совокупного современного мифа со всей его атрибутикой и спецификой подачи, как современной мифологии, существующей в форме идеологии, а также основных архетипических структур сознания, среди которых выделяются своей фундаментальностью архетипы времени и пространства.
Миф как актуальный компонент любой культуры, является универсальным механизмом создания единого мировоззрения, опредмечивания гипотетических представлений о действительности, становясь информационно-технологическим обеспечением в процессе жизнедеятельности человека, а также, отвечая латентным интенциям массового сознания, механизмом продуцирования всевозможных коллективных страхов.
Мифологические представления, характерные для культуры с диалогическим мышлением, присущи, на наш взгляд, и культуре информационного общества с развитыми матрицами рационально-понятийного знания, обращенного к логическим конструктам. Мифологические структуры обычно воссоздаются бытовым сознанием на уровне повседневного опыта, однако также они используются и теоретическим сознанием в роли философско-методологического приема, в таком случае мифотворчество приобретает форму гносеологических мифов.
Так как почвой для создания мифов является массовое сознание, в эпоху информационного общества актуализация мифа рядом ученых рассматривается как кризис рациональности. Отход от логики причинно-следственных зависимостей объясняется отсутствием точек невозврата, что ведет существенной перестройке философского, этического и художественного сознания.