По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321+321.01

Социальное государство в условиях информационного развития

Е. С. Устинович д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета, г. Курск, e-mail: lenausti@mail.ru

Принято считать, что наступление новой информационной эры сулит всем «несомненные блага». Однако все понимают, что, как в любом явлении, последствия могут быть как позитивными, так и негативными. В полной мере это относится и к проблемам информационного развития России. А это означает, что уже сейчас необходимо вкладывать в новые информационные технологии такое социальное содержание и реализовывать такие цели, которые, по возможности, исключали бы антигуманистическое использование. В настоящей статье представлен анализ некоторых социальных проблем информационного развития России.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.]. — М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976, от 13 сентября 2004 г. № 1168, от 11 октября 2004 г. № 1304, от 18 ноября 2004 г. № 1453, от 01 декабря 2004 г. № 1487, от 22 июля 2005 г. № 855, от 05 сентября 205 г. № 1049, от 03 октября 2005. № 1158, от 11 мая 2006 г. № 473, от 30 июня 2006 г. № 658, от 24 сентября 2007 г. № 1274//СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234; № 38. Ст. 3775; № 42. Ст. 4107; № 47. Ст. 4635; № 49. Ст. 4889; 2005. № 30. Ст. 3136; № 41. Ст. 4119; 206. № 20. Ст. 2162; № 27. Ст. 2920; 2007. № 8. Ст. 978.

4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) от 19 апреля 1991 года № 1032–1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. т. 565; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 2211; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613; 2001. № 53. Ст. 5024; 002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст.10; 2007. № 1 (часть I). Ст. 21; № 43. Ст. 5084.

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; № 48. Ст. 4566; 1996. № 26. Ст. 3028; № 49. Ст. 5489; 1997. № 1. Ст. 3; 1998. № 30. Ст. 3613; № 31. Ст. 3812; 1999. № 29. Ст. 369; 2000. № 29. Ст. 3002; № 33. Ст. 3348; 2001. № 23. Ст. 2284, 2285; № 53. Ст. 5017; 2002. № 30. Ст. 3033; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 32; № 52. Ст. 5591, 5594; 2006. № 50. Ст. 5285; 2007. № 44. Ст. 5281.

6. Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. — М.: Изд-во РАГС, 2010.

7. Бабурин С. Н., А. Д. Урсул. Политика устойчивого развития и государственно-правовой процесс — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.

8. Бачило И. Л. Актуальные вопросы в области развития потенциала Э-правительства // Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения): Материалы секции информационного права международной научно-практической конференции. Сборник докладов. Москва, 9 декабря 2009 г. — Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2010.

9. Бачило И. Л. Информационное право: учебник для вузов / И. Л. Бачило. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

10. Григорьева Н. С. Активное общество и активное гражданство как необходимое условие формирования современной европейской социальной политики // Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации: 7-я Международная научно-практическая конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова; 27–29 мая 2009 г.: Материалы конференции: в 2-х ч.: Ч.1; отв. ред. Мысляева И. Н. — М.: МАКС Пресс, 2009.

11. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение / Е. А. Лукашева. — М.: Норма, 2009.

12. Меркулов П. А., Малик Е. Н., Мельников А. В. Государственная политика в России: от теории к практике. — Орел: Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, 2016.

13. Паршин М. В. Административная реформа и электронное правительство. Дистанционное предоставление государственных услуг // Труды VI Тверского социально-экономического форума «Информационное общество». Тверь, 2–3 июля 2009 г.; под ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — С. 90.

14. Петрунин Ю. Ю. и др. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2008.

Принято считать, что наступление новой информационной эры сулит всем «несомненные блага». Однако все понимают, что, как в любом явлении, последствия могут быть как позитивными, так и негативными. В полной мере это относится и к проблемам информационного развития России. А это означает, что уже сейчас необходимо вкладывать в новые информационные технологии такое социальное содержание и реализовывать такие цели, которые, по возможности, исключали бы антигуманистическое использование [7, с. 181].

В настоящей статье автором не преследуется цель рассмотрения как можно большего количества позитивных и негативных последствий внедрения информационных технологий в повседневную жизнедеятельность людей и практику государственного управления. Эти процессы предполагается рассмотреть через призму появления дополнительных возможностей реализации информационных прав граждан и эвентуальных преград на пути их реализации.

Как отмечают С. Н. Бабурин и А. Д. Урсул, одно из главных преимуществ будущего глобального информационного общества видится в свободе доступа каждого человека к информации с помощью персональных компьютеров через глобальные телекоммуникации, участия в принятии интересующих его решений. Тем самым обеспечивается рационально-гуманистическое использование получаемой с помощью ЭВМ знания во всех основных сферах — социальной, культурной, производственной, управленческой и др. Это дальнейший шаг на пути социализации и демократизации информационных процессов, причем качественно меняющий и рационализирующий саму суть демократии [7, с. 181].

Ю. Ю. Петрунин отмечает также, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий воспринимается сегодня как средство повышения эффективности государственного управления. Залогом этого выступают реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации, массовое распространение технических средств, расширяющих возможности участия населения во власти [14; с. 3].

Проблема расширения гарантий полноценной реализации прав российских граждан на информацию органов государственной власти приобретает особое значение при ее рассмотрении через призму развития Российской Федерации как социального государства в последние почти два десятилетия и, особенно, в связи с объявлением ее как таковой в Конституции РФ 1993 г.

Для Цитирования:
Е. С. Устинович, Социальное государство в условиях информационного развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: