Принято считать, что наступление новой информационной эры сулит всем «несомненные блага». Однако все понимают, что, как в любом явлении, последствия могут быть как позитивными, так и негативными. В полной мере это относится и к проблемам информационного развития России. А это означает, что уже сейчас необходимо вкладывать в новые информационные технологии такое социальное содержание и реализовывать такие цели, которые, по возможности, исключали бы антигуманистическое использование [7, с. 181].
В настоящей статье автором не преследуется цель рассмотрения как можно большего количества позитивных и негативных последствий внедрения информационных технологий в повседневную жизнедеятельность людей и практику государственного управления. Эти процессы предполагается рассмотреть через призму появления дополнительных возможностей реализации информационных прав граждан и эвентуальных преград на пути их реализации.
Как отмечают С. Н. Бабурин и А. Д. Урсул, одно из главных преимуществ будущего глобального информационного общества видится в свободе доступа каждого человека к информации с помощью персональных компьютеров через глобальные телекоммуникации, участия в принятии интересующих его решений. Тем самым обеспечивается рационально-гуманистическое использование получаемой с помощью ЭВМ знания во всех основных сферах — социальной, культурной, производственной, управленческой и др. Это дальнейший шаг на пути социализации и демократизации информационных процессов, причем качественно меняющий и рационализирующий саму суть демократии [7, с. 181].
Ю. Ю. Петрунин отмечает также, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий воспринимается сегодня как средство повышения эффективности государственного управления. Залогом этого выступают реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации, массовое распространение технических средств, расширяющих возможности участия населения во власти [14; с. 3].
Проблема расширения гарантий полноценной реализации прав российских граждан на информацию органов государственной власти приобретает особое значение при ее рассмотрении через призму развития Российской Федерации как социального государства в последние почти два десятилетия и, особенно, в связи с объявлением ее как таковой в Конституции РФ 1993 г.