Благополучная семья — основа развития общества и государства. Увеличение их числа является своеобразным показателем эффективности семейно-демографической политики. Можем ли мы согласиться с распространенным мнением, что финансовые трудности является преградой для рождения большего числа детей в семьях? Возможно ли, что в ряде случаев препятствиями являются какие-то другие, более глубокие причины? Понимание сути проблем семьи позволит сформировать такой подход к государственной политике в области поддержки семей с детьми, который будет ориентирован на адресные меры, и не всегда финансового характера. Необходимость такого подхода связана с низкой эффективностью действующими механизмами повышения рождаемости, что подтверждается данными Росстата: за период с 2015 по 2020 годы суммарный коэффициент рождаемости сократился с 1,777 до 1,505 ребенка на женщину репродуктивного возраста. В современном мире стала очевидна необходимость узконаправленных мер поддержки семей с детьми, направленных на повышение семейного благополучия, что возможно только при получении соответствующей информации от самих семей об их потребностях и нуждах, так как они зависят от модели семьи (детности, возраста ребенка/детей, возраста родителей и т. п.) и от социальной ситуации в конкретном регионе.
В российской статистической практике обширные данные о качестве жизни различных типов семей собираются на основе различных форм статистической отчетности, данных переписей и выборочных обследований.
Мониторинговые исследования охватывают все сферы, включая образование и здравоохранение, занятость и безработицу, транспорт, науку и культуру. Но они не позволяют дать характеристику качеству жизни с точки зрения комплексной оценки семейного благополучия. Такой информационный пробел можно заполнить на основе данных социологических исследований (выборочных наблюдений), позволяющих получить ответы самой семьи на вопросы: как живет семья, в каком составе, довольна ли условиями жизни, в какой помощи от государства нуждается.