Тесная связь между теорией и практикой социальной работы — известный факт. Но с сожалением приходится говорить о том, что социальная работа не выступает пока в роли до конца оформленной теории. Об этом говорит отсутствие научного паспорта и, соответственно, специальности [6].
Как известно, на данный момент сложилось несколько научных подходов к сущности социальной работы.
В начальный период своего развития социальная работа была очень тесно связана с социальными науками. В середине XX в. появляются фундаментальные теоретические работы в области социальной работы. К числу социально ориентированных теорий социальной работы относятся теория систем; «работа со случаем» (М. Ричмонд); диагностическая, функциональная школы; структурный подход и т. д.
В настоящее время профессиональная подготовка социальных работников за рубежом проводится на уровне бакалавриата и магистратуры. Но время, объем и содержание профессиональной их подготовки в разных странах носит не строго унифицированный, а во многом вариативный характер. Разброс по этим параметрам очевиден.
В работах Семенкова С. Н., Корнюшиной Р. В. рассматриваются история возникновения социальной работы как профессиональной и научной деятельности в зарубежных странах, а также модели социального обеспечения населения [16].
Что касается психосоциальной работы с населением, то она используется в ряде стран. Эта модель работы с населением применяется и в России.
Эффективность психосоциальной работы с различными группами населения вполне очевидна. Вполне очевидно, что социально-психологические проблемы присутствуют на всех уровнях: личностном, групповом, семейном, организационном и т. д. Поэтому разрывать и тем более противопоставлять социальную и психосоциальную помощь ни в коем случае нельзя [9].
В основе психосоциальной работы с населением в основном лежит психолого-ориентированный подход. В свою очередь, он складывается из следующих широко известных теорий: психодинамики; экзистенционально-гуманистической психологии; бихевиоризма; социальной психологии.