По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316:004.056 DOI:10.33920/pol-01-2205-04

Социально-психологический анализ угроз информационной безопасности

Сухов Анатолий Николаевич д-р психол. наук, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, профессор, почетный работник высшего образования, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, 390000, ул. Свободы, д. 46, E-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru, ORCID 0000-0002-7289-8441

В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с информационной безопасностью, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. С данным видом безопасности связана модель развития информационного общества, поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории информационной безопасности. В ней анализируются внешние и внутренние угрозы информационной безопасности. К их числу относятся хакерские атаки, взломы, вмешательство, вторжение в национальную информационную систему; криминальные информационные угрозы; информационно-психологическая война и др. В статье также анализируется практика преодоления данных угроз в целях обеспечения информационной безопасности. Без этого невозможно вести речь об эффективном ее обеспечении. Это достижимо только путем устранения ряда негативных последствий процесса информатизации общества.

Литература:

1. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Сканрус, 2003.

2. Баева, И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И. А. Баева. М., 2006.

3. Барсукова, О. В. Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. фил. наук/ О. В. Барсукова. Воронеж, 2012.

4. Власов, А. Проблема борьбы с преступностью в сети Интернет / А. Власов, Т. Кесарева, Д. Лазарев // Право и экономика. 2000. № 12. С. 73–75.

5. Воробьев, Г.Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия, 1990.

6. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. 2000, 28 сентября. С. 4–5.

7. Домозетов, Х. Социологические проблемы компьютерного пиратства / Х. Домозетов //Социологические исследования. 1997. № 11. С. 110–114.

8. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.

9. Коваль, Т. В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости: автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Коваль. М., 2013.

10. Коркина, А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ / А. Ю. Коркина // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 19–24.

11. Кочан, И. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации / И. Кочан, Д. Савельев // Российская юстиция. 1999. № 1. С. 44–45.

12. Митрохина, Е. Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема. Безопасность / Е. Ю. Митрохина. М., 1997. №№ 7–9 (39).

13. Рыбкин, И. П. К безопасности — через согласие и доверие / И. П. Рыбкин. М.: Софрино, 1997.

14. Смирнова, Е. О. Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Е. О. Смирнова, Р. Е. Радева // Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / Под ред. В. С. Собкина. М., 2000. С.12–26.

15. Старовойтов, А. У кого в руках ключ к информации: Интервью с генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ / А. Сторовойтов // Российская газета. 1997. 22 мая. С. 3.

16. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности / А. Н. Сухов. М., 2002. 256 с.

17. Сухов, А. Н. Традиционные и современные средства криминогенного общения / А. Н. Сухов // Вестник Московского университета МВД России. 2020 № 4. С. 267–272.

18. Сухов, А. Н. Информационная безопасность: теоретико-практический аспект / А. Н. Сухов// Психолого-педагогический поиск. 2021. № 1 (57). С.183–191.

19. Сухов А. Н. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения / А. Н. Сухов. М., 2019.

1. Babaeva, Iu. D. Odarennyi rebenok za kompiuterom [Gifted child at the computer] / Iu. D. Babaeva, A. E. Voiskunskii. M.: Skanrus, 2003. (In Russ.)

2. Baeva, I. A. Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii [Ensuring psychological safety in an educational institution] / I. A. Baeva. M., 2006. (In Russ.)

3. Barsukova O. V. Televidenie kak faktor formirovaniia dukhovno-nravstvennykh tsennostei lichnosti [Television as a factor in the formation of spiritual and moral values of the individual]: author’s abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Philology / O. V. Barsukov. Voronezh, 2012. (In Russ.)

4. Vlasov, A. Problema borby s prestupnostiu v seti Internet [The problem of combating crime on the Internet] / A. Vlasov, T. Kesareva, D. Lazarev // Pravo i ekonomika [Law and Economics]. 2000. No. 12. P. 73–75. (In Russ.)

5. Vorobiev, G. G. Molodezh v informatsionnom obshchestve [Youth in the information society] / G. G. Vorobiev. M.: Molodaia gvardiia, 1990. (In Russ.)

6. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti RF [Doctrine of information security of the Russian Federation] // Rossiiskaia Gazeta. 2000, 28 September. P. 4–5. (In Russ.)

7. Domozetov, Kh. Sotsiologicheskie problemy kompiuternogo piratstva [Sociological problems of computer piracy] / Kh. Domozetov // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Research]. 1997. № 11. P. 110–114. (In Russ.)

8. Informatsionnoe obshchestvo: Informatsionnye voiny. Informatsionnoe upravlenie. Informatsionnaia bezopasnost [Information society: Information wars. Information management. Information Security]. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 1999. (In Russ.)

9. Koval, T. V. Lichnostnaia sfera podrostkov, sklonnykh k razvitiiu kompiuternoi zavisimosti [Personal sphere of adolescents prone to the development of computer addiction]: author’s abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology / T. V. Koval. M., 2013. (In Russ.)

10. Korkina A. Iu. Kriterii psikhologicheskoi otsenki kompiuternykh igr i razvivaiushchikh kompiuternykh programm [Criteria for the psychological assessment of computer games and developing computer programs] / A. Iu. Korkina // Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2008. № 3. P. 19–24. (In Russ.)

11. Kochan, I. Otvetstvennost za nepravomernyi dostup k kompiuternoi informatsii [Responsibility for illegal access to computer information] / I. Kochan, D. Saveliev // Rossiiskaia iustitsiia [Russian Justice]. 1999. No. 1. P. 44–45. (In Russ.)

12. Mitrokhina E. Iu. Informatsionnaia bezopasnost kak sotsiologicheskaia problema. Bezopasnost [Information security as a sociological problem. Security] / E. Iu. Mitrokhin. M., 1997. No. 7–9 (39). (In Russ.)

13. Rybkin, I. P. K bezopasnosti — cherez soglasie i doverie [To security through consent and trust] / I. P. Rybkin. M.: Sofrino, 1997. (In Russ.)

14. Smirnova, E. O. Obrazovanie i informatsionnaia kultura. Sotsiologicheskie aspekty [Education and information culture. Sociological aspects] / E. О. Smirnova, R. E. Radeva // Trudy po sotsiologii obrazovaniia [Proceedings on the Sociology of Education]. T. V. Issue VII / Ed. V. S. Sobkin. M., 2000. P.12–26. (In Russ.)

15. Starovoitov, A. U kogo v rukakh kliuch k informatsii: Interviu s generalnym direktorom Federalnogo agentstva pravitelstvennoi sviazi i informatsii pri Prezidente RF [Who holds the key to information: Interview with the Director General of the Federal Agency for Government Communications and Information under the President of the Russian Federation] / A. Storovoitov // Rossiiskaia Gazeta. 1997. May 22. P. 3. (In Russ.)

16. Sukhov, A. N. Sotsialnaia psikhologiia bezopasnosti [Social psychology of security] / A. N. Sukhov. М., 2002. 256 p. (In Russ.)

17. Sukhov, A. N. Traditsionnye i sovremennye sredstva kriminogennogo obshcheniia [Traditional and modern means of criminogenic communication] / A. N. Sukhov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2020 No. 4. P. 267–272. (In Russ.)

18. Sukhov, A. N. Informatsionnaia bezopasnost: teoretiko-prakticheskii aspekt [Information security: theoretical and practical aspect] / A. N. Sukhov // Psikhologo-pedagogicheskii poisk [Psychological and Pedagogical Search]. 2021. No. 1 (57). P.183–191. (In Russ.)

19. Sukhov A. N. Sotsialno-psikhologicheskie tekhnologii raboty s razlichnymi gruppami naseleniia [Socio-psychological technologies of work with various groups of the population] / A. N. Sukhov. М., 2019. (In Russ.)

Социально-психологический подход к пониманию различных видов безопасности, в том числе информационной, позволяет:

1) сформулировать понятие, структуру и стадии обеспечения безопасности;

2) выявить внешние и внутренние угрозы, влияющие на уровень безопасности;

3) проанализировать и определить механизм воздействия внешних и внутренних угроз;

4) обосновать социально-психологические технологии обеспечения безопасности.

С учетом этого можно сказать: безопасность — это система действий субъектов путем использования различных средств и технологий в целях выявления (диагностирования), идентификации и ликвидации внешних и внутренних угроз, представляющих собой деструктивное воздействие на объекты безопасности в целях обеспечения их надежного функционирования или сохранения на основе минимализации рисков для них.

Актуальность анализа информационной безопасности связана с раскрытием реальной роли информации в современном обществе.

Главными отличительными особенностями постиндустриального общества являются рост научного знания и перемещение центра общественной жизни из экономики в сферу науки, прежде всего в научные организации. В нем ключевым фактором выступает информация, помноженная на распространение образования и внедрение передовых технологий. Таков мировой тренд.

Цель статьи — раскрыть возможности информатизации общества и пути преодоления внешних и внутренних угроз, в том числе ряда деструктивных последствий, возникающих при этом.

Уровень обеспеченности информационной безопасности зависит от эффективности (своевременности, точности) выявления внешних и внутренних угроз, тяжести их последствий, а также профессионализма в области применения контртехнологий.

На стадии диагностики угроз встречаются различные трудности, которые преодолеваются при наличии профессиональной социально-психологической компетентности.

Анализ угроз информационной безопасности позволяет дать их адекватную характеристику.

Для Цитирования:
Сухов Анатолий Николаевич, Социально-психологический анализ угроз информационной безопасности. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: