По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: [001.2+37]:316.6 DOI:10.33920/pol-01-2306-08

Социально-психологический анализ образования и науки

Сухов Анатолий Николаевич заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, д-р психол. наук, профессор, почетный работник высшего образования ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, e-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru

В данной статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием социальной психологии образования и науки как отрасли. В статье рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию социальной психологии образования и науки. В ней анализируются итоги реформ, а также трудности, которые имеют место при реконструкции истории становления, определении понятия, предмета, структуры, функций социальной психологии образования и науки. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социальной психологии образования и науки. Социальная психология науки — составная часть социальной психологии образования и науки. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для полного оформления социальной психологии образования и науки как отрасли.

Литература:

1. Аблажей А.М. Положение науки и ученого в национальных республиках Сибири (в оценках членов научных сообществ Тувы и Хакасии). Национально-культурная политика в Сибири в ХХ в. / отв. ред. С.А. Красильников. Новосибирск, 2004.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

3. Габричидзе, Б.Н. Принцип профессионализма в государственной службе / Б.Н. Габричидзе, В.М. Коланда. Государство и право. 1995; 2: 19–26.

4. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Рязань: РГПУ, 2000.

5. Гудюк С.В. Педагогические условия формирования профессионально значимых качеств студента регионального экономико-юридического колледжа: дисс. … канд. пед. наук / С.В. Гудюк. Казань, 2000.

6. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5. М.: РАГС, 2000.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

8. Куприянов, М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий / М. Куприянов, О. Окалелов. Высшее образование в России. 2001; 1: 124–126.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуман. фонд «Знание», 1996.

10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

11. Петрунева, Р. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев. Высшее образование в России. 1998; 3: 40–46.

12. Платонов К.К. Структуры и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глаточкин, АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986.

13. Прокопьева Е.В. Профессиональная я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления): автореф. дисс. … канд. психол. наук / Е.В. Прокопьева. Р-н/Д, 2000.

14. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 1991.

15. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995.

16. Социальная психология образования / под ред. А.Н. Сухова. М., 2005; 359 с.

17. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Сухова. М., 2017.

18. Сухов А.Н. Успех, карьера и развитие. 2-е изд. М.: МПСИ, Флинта, 2016.

19. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: МПСИ, Флинта, 1998.

1. Ablazhei A.M. Polozhenie nauki i uchenogo v natsionalnykh respublikakh Sibiri (v otsenkakh chlenov nauchnykh soobshchestv Tuvy i Khakasii) [The position of science and scientists in the national republics of Siberia (as assessed by members of the scientific communities of Tuva and Khakassia)] / A.M. Ablazhei // Natsionalno-kulturnaia politika v Sibiri v KhKh v. [National and Cultural Policy in Siberia in the 21st Century]. / Ed.S. A. Krasilnikov. Novosibirsk, 2004. (In Russ.)

2. Vygotskii L.S. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical psychology] / Ed.V. V. Davydov. — M.: Pedagogy, 1991. (In Russ.)

3. . Gabrichidze B.N. Printsip professionalizma v gosudarstvennoi sluzhbe [The principle of professionalism in public service] / B.N. Gabrichidze, V.M. Kolanda // Gosudarstvo i pravo [State and Law]. — 1995. — No. 2. — P. 19–26. (In Russ.)

4. Grebenkina L.K. Formirovanie professionalizma uchitelia v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Formation of teacher's professionalism in the system of continuous pedagogical education] / L.K. Grebenkina. — Ryazan: RSPU, 2000. (In Russ.)

5. Gudiuk S.V. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia professionalno znachimykh kachestv studenta regionalnogo ekonomiko-iuridicheskogo kolledzha [Pedagogical conditions for the formation of professionally significant qualities of a student of a regional economic and legal college]: thesis for the degree of PhD Candidate in Pedagogy / S.V. Gudiuk. Kazan, 2000. (In Russ.)

6. Derkach A.A. Akmeologiia: lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka [Acmeology: personal and professional development of a person] / A.A. Derkach. Book 1–5. — M.: RAGS, 2000. (In Russ.)

7. Klimov E.A. Psikhologiia professionala [Psychology of a professional] / E.A. Klimov. — M., 1996. (In Russ.)

8. Kupriianov M. Didakticheskii instrumentarii novykh obrazovatelnykh tekhnologii [Didactic tools of new educational technologies] / M. Kupriianov, O. Okalelov // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. — 2001. No. 1. — P. 124–126. (In Russ.)

9. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [Psychology of professionalism] / A.K. Markova. — M.: Intern. Human. Fund «Knowledge», 1996. (In Russ.)

10. Mitina L.M. Uchitel kak lichnost i professional [Teacher as a person and a professional] / L.M. Mitina. — М., 1994. (In Russ.)

11. Petruneva R. O glavnoi tseli obrazovaniia [On the main goal of education] / R. Petruneva, N. Dulina, V. Tokarev // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 1998. No. 3. P. 40–46. (In Russ.)

12. Platonov K.K. Struktury i razvitie lichnosti [Structures and personality development] / Ed. ed. A.D. Glatochkin, USSR Academy of Sciences, Institute of Psychology. M., 1986. (In Russ.)

13. Prokopieva E.V. Professionalnaia Ia-kontseptsiia psikhologov (nachalnye etapy professionalnogo stanovleniia) [Professional self-concept of psychologists (the initial stages of professional development)]: author’s abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology / E.V. Prokopieva. — Rostov-on-Don, 2000. (In Russ.)

14. Psikhologicheskoe obespechenie professionalnoi deiatelnosti [Psychological support of professional activity] // Ed.G. S. Nikiforov. — St. Petersburg, 1991. (In Russ.)

15. Serikov G.N. Elementy teorii sistemnogo upravleniia obrazovaniem [Elements of the theory of system management of education] / G.N. Serikov. Chelyabinsk, Publishing House of Chelyabinsk State Technical University, 1995. (In Russ.)

16. Sotsialnaia psikhologiia obrazovaniia [Social psychology of education]. Ed.A. N. Sukhov. — M., 2005. — 359 p. (In Russ.)

17. Sotsialnaia psikhologiia [Social psychology]: textbook for students of higher educational institutions / Ed.A. N. Sukhov. — М., 2017. (In Russ.)

18. Sukhov A.N. Uspekh, kariera i razvitie [Success, career and development] / A.N. Sukhov. 2nd ed. M.: MPSI, Flinta, 2016. (In Russ.)

19. Turchinov A.I. Professionalizatsiia i kadrovaia politika: problemy razvitiia teorii i praktiki [Professionalization and personnel policy: problems of development of theory and practice] / A.I. Turchinov. — M.: MPSI, Flinta, 1998. (In Russ.)

Как известно, с 1990-х гг. в России сфера образования подвергалась реформированию. Это осуществлялось в целях внедрения стандартов, отвечающих мировым нормам, и на данной основе постепенной конвертируемости российских специалистов. Однако при этом в области образования возник ряд существенных проблем. Образование пока не стало приоритетной социальной ценностью. Количество желающих получить его возросло, но оно не заняло то место, которое должно занимать в любом постиндустриальном, информационном обществе. Между тем без этого Россия не может в полной мере стать конкурентоспособной страной в современном мире.

К числу условий, влияющих на качество профессиональной подготовки студентов, относятся социально-психологические явления, а именно организационная культура образовательных учреждений, социальнопсихологическая компетентность педагогического персонала и многие другие.

Вместе с тем данная статья посвящена оценке хода реформирования образования в России. Глобализация и унификация национальных систем образования — два взаимосвязанных процесса. Россия — не исключение. Приняв ряд нормативных актов, она пошла именно по этому пути. Переход на двухуровневую систему образования, введение ЕГЭ и т. п. говорило именно об этом.

Однако практика введения данных инноваций вызвала волну не только дискуссий, но и обоснованной критики. В связи с этим встает далеко не риторический вопрос: можно ли все лучшее, что имеется в иностранных системах образования, совместить с опытом в сфере отечественного образования, который представляет несомненную ценность. Естественно, ответ однозначен: не только можно, но и крайне необходимо. Накопление социально-психологических знаний в области образования происходило в рамках философии, а затем педагогики (VI в. до н. э. — середина XIX в.).

Важно отметить, что вкладом в становление социальной психологии образования как науки явились труды Адольфа Дистервега (1790–1866), К.Д. Ушинского (1824–1870), П. Ф Каптерева (1849–1922). Важнейшую роль в разработке этого вопроса сыграл К.Д. Ушинский, юбилей которого отмечается в 2023 г.

Для Цитирования:
Сухов Анатолий Николаевич, Социально-психологический анализ образования и науки. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: