По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.346.32–053.6 DOI:10.33920/pol-01-2109-04

Социально-психологические аспекты информационной социализации личности в условиях цифровизации социума

Исманова Нурлан Абдрасуловна Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Кыргызстан, 720082, Бишкек, ж/м Кок-Жар, ул. Керемет, д. № 24, E-mail: ismanova.10@mail.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6290-6420
Абылкасымова Асель Осмонбековна Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош, ул. Исанова, д. 31/44, E-mail: asel36asel36@gmail.com

В данной статье раскрыта суть и значимость информационной социализации молодежи с точки зрения формирования ее как личности, определены социально-психологические особенности цифровой социализации молодежи в кризисных условиях нового времени. Социализация рассмотрена как двоякий процесс, где старшее поколение и общество представлены как посредник и передатчик социального опыта поколениям, а личность как перениматель этого опыта, который находит свое характерное место в обществе, становится дееспособным участником социального взаимодействия. Методологической основой исследования стали теоретические положения зарубежных и российских ученых, общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения материала. В работе проанализирована научная литература, изучены доводы ученых по данному вопросу. Отмечена особенность информационной социализации личности в кризисных условиях Кыргызстана. Теоретическая значимость статьи состоит в раскрытии содержания информационной социализации личности, развитии политики человеческого капитала, признании социального потенциала молодежи как ценности общества, выработке эффективных механизмов социализации молодежи в условиях перехода к информационному обществу и цифровизации коммуникаций, которые считаются новыми актуальными тенденциями современной науки и целью работы авторов статьи. Практическая значимость статьи состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и положения раскрывают способы поэтапного внедрения целевых программ развития молодежи, который отражает количественную и качественную связь между результатами образовательной деятельности, профессиональным образованием, трудовой деятельностью и будущим благополучием личности.

Литература:

1. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом [Текст] / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1975. — 408 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, т. 4 [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 433 с.

3. Индекс благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике [Текст] / Институт развития молодежи в Кыргызстане. — Б., 2017. — С. 64.

4. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» 2019–2023 [Электронный ресурс]. — Режим доступа ict.gov.kg/index.php?cid=27&r=.

5. Кротенко, Т.Ю. Институт образования и цифровизация. Социальные тенденции развития науки и образования [Текст] / Т.Ю. Коротенко. — М., 2019. — С. 71–73.

6. Лучинкина, A.M. Троллинг в интернет-пространстве как результат девиантной интернет-социализации / А.М. Лучинкина // Научный результат. Педагогика и психология образования. — Т. 4, № 2. — С. 68–76.

7. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность [Текст] / А.Х. Маслоу // пер.: Татлыбаева А.М., ред.: Акулина Н.Н., — СПб.: Евразия, 1999. — С. 26–27.

8. Национальный статистический комитет КР [Электронный ресурс]. — Режим доступа stat.kg/ru/news/cifrovizaciya-uslugi-svyazi-v-kyrgyzskoj-respublike.

9. Национальная стратегия развития КР на 2018–2040 гг. [Текст]: указ президента Кырг. Респ. от 31.10.2018 № 221 // Эркин Тоо. — 2018. — С. 4.

10. Об основах государственной молодежной политики: закон Кырг. Респ. от 16.10.2014 № 601 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/97070? cl=ru-ru.

11. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall. php?S.

12. Сорокин, П.А. Социальная и культурная мобильность [Текст] / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 230–317.

13. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества [Текст] / Ф. Уэбстер. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 98.

1. Afanas’ev, V. G. Social’naya informaciya i upravlenie obshchestvom [Tekst] / V. G. Afanas’ev. — M.: Politizdat, 1975. — 408 s.

2. Vygotskij, L. S. Sobranie sochinenij v 6 tomah, t. 4 [Tekst] / L. S. Vygotskij. — M.: Pedagogika, 1984. — 433 s.

3. Indeks blagopoluchiya i razvitiya molodezhi v Kyrgyzskoj Respublike [Tekst] / Institut razvitiya molodezhi v Kyrgyzstane. — B., 2017. — S. 64.

4. Koncepciya cifrovoj transformacii «Cifrovoj Kyrgyzstan»-2019–2023. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa ict. gov.kg/index.php?cid=27&r.

5. Krotenko, T. YU. Institut obrazovaniya i cifrovizaciya. Social’nye tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Tekst] / T. Yu. Korotenko. — M, 2019. — S. 71–73.

6. Luchinkina, A.M. Trolling v internet-prostranstve kak rezul’tat deviantnoj internet-socializacii / A. M. Luchinkina // Nauchnyj rezul’tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. — T. 4, № 2. — S. 68–76.

7. Maslou, A.H. Motivaciya i Lichnost’ [Tekst] / A. H. Maslou // Perevodchik: Tatlybaeva A. M., redaktor: Akulina N. N. — SPb.: Psihologiya lichnosti — Nauchnye izdaniya, Izdatel’stvo: Evraziya, 1999. S. 26–27.

8. Nacional’nyj statisticheskij komitet KR [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa stat.kg/ru/news/cifrovizaciya-uslugi-svyazi-v-kyrgyzskoj-respublike.

9. Nacional’naya strategiya razvitiya KR na 2018–2040 [Tekst]: ukaz Prezidenta Kyrg. Resp. ot 31.10.2018 № 221 // Erkin Too. — 2018. — S. 4.

10. Ob osnovah gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: zakon Kyrg. Resp. ot 16.10.2014 № 601 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/97070? cl=ru-ru.

11. Slovari i enciklopedii na akademike. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/searchall.php?S.

12. Sorokin, P.A. Social’naya i kul’turnaya mobil’nost’ [Tekst] / P. A. Sorokin // CHelovek. Civilizaciya. Obshchestvo. — M., 1992. — S. 230–317.

13. Uebster, F. Teorii informacionnogo obshchestva. [Tekst] / F. Uebster. — M.: Aspekt Press, 2004. — S. 98.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [11]. Согласно доводам ученых человек подвергается социализации на протяжении всей своей жизнедеятельности — в семье, школе, в детском саду, в вузе, в армии, на производстве, в обществе. Как уже известно, первоначальная социализация личности идет в семье. Стремительные изменения кыргызского социума повлияли на потребности общества, членов семьи и личности. Смена потребностей личности связана с этапами жизнедеятельности человека: смена образа жизни, социальных ролей, отказ от своих привычек, приобретение нового социального статуса. Каждый этап сопровождается взаимосвязанными процессами: социализацией (усвоение), десоциализацией (отучение от старых ценностей, норм и правил), ресоциализацией (обучение новым ценностям и правилам). Информационная социализация — это процесс и результат принятия и воспроизведения личностью опыта, накопленного человечеством по работе с информацией любого типа и вида. Динамика научно-технического прогресса основательно влияет на становление информационного общества нового века. Изучение информационной среды как нового потенциала социального развития, новые информационные методологии в одно и то же время выступают как средство и как среда социального формирования личности в подростковом и юношеском возрасте. Человек модернизированной эпохи проходит школу социального познания посредством компьютера, смартфона и др., что значительно влияет на нацеленность и характер социализации. На социальную основу личности, особенно на молодое поколение в условиях трансформации общества, влияет информационная сфера. Современная кыргызская молодежь — это поколение, располагающее более улучшенным доступом и возможностями к знаниям и информационным технологиям, это ценный ресурс общества на пути стабилизации социума, в этом и заключается ее значимость. Следует отметить, что процессы социализации личности в современном кыргызском социуме протекают в условиях адаптации к кризисным явлениям общества, к новым формам социальных связей, к мобильности семейно-брачных отношений, адаптации к инновационным технологиям, переоценки традиционных общественных ценностей. Социально-экономический кризис кыргызского социума, привлекший рыночные отношения, безработицу, миграцию и бедность, повлиял на потребности общества, членов семьи и личности. Кыргызская семья в поисках рабочего места, заработка, развития образования и благоприятных условий жизни отправляется в новую среду, во внешнюю миграцию, выезжает за пределы страны или мигрирует внутри страны. Эти явления заметно влияют на качество социализации индивида. От результата данного процесса зависит и дальнейшее развитие общества. Ситуация нестабильности в кыргызском социуме создает особую психологическую атмосферу предрасположенности молодежи к переменам в жизни, мотивации к развитию, независимости, индивидуализации личности, которые дают надежду на лучшее. В этих целях необходимо разработать ряд целевых программ по адаптации к новому информационному обществу и в рамках цифровизации общества способствовать внедрению пошаговой стратегии десоциализации и ресоциализации молодежи. На сегодня в Кыргызстане на основании Национальной концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» с 2019–2023 гг. складывается благоприятная ситуация для построения новых подходов к активизации значимого потенциала молодежи. На всех уровнях государственной власти она должна рассматриваться как важнейший фактор развития потенциала и ценностных ориентаций молодежи в условиях цифровизации общества, которая имеет большую значимость для развития кыргызского социума. Она приведет к росту ВВП, созданию новых рабочих мест и улучшению качества услуг населению во всех регионах страны независимо от места нахождения. Современная цифровая инфраструктура позволит создать новые платформы взаимодействия между государством, частным сектором и гражданами. Появится возможность для повсеместного внедрения оптимальных решений, будет идти работа по развитию цифровых навыков населения, появится возможность и для получения дополнительных доходов посредством Интернета. Соответственно, вывод исследования подразумевает возможность успешности информационной социализации молодежи в условиях новой среды только при условии соответствия интересов самой молодежи и государства в целом.

Для Цитирования:
Исманова Нурлан Абдрасуловна, Абылкасымова Асель Осмонбековна, Социально-психологические аспекты информационной социализации личности в условиях цифровизации социума. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: