По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364-787.24-056.24 DOI:10.33920/pol-01-2306-01

Социально-психологическая помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Бибикова Надежда Вячеславовна канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5, e-mail: nbibikova20@mail.ru
Суворова Полина Александровна студент 4 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5, e-mail: ps469356@gmail.com

В статье рассматривается сущность социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Определены основные проблемы таких семей. На примере ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» были рассмотрены методы и формы работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С помощью диагностических материалов были выявлены социально-психологические проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональное выгорание родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также были проведены тренинги для родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему «Профилактика синдрома эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ», «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ».

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ВЛАДОС, 2018; 368 с.

2. Андриянова Г.В. Социально-психологическая работа с семьей. Социальная работа: вклад молодых. Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2018. Вып. 1. С. 9–12.

3. Галасюк, И.Н. Психология социальной работы: учебник / под ред. О.В. Красновой. 4-е изд., стер. М.: Дашков и К°, 2022; 302 с.

4. Еремина Л.И., Бибикова Н.В. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, средствами семейной арт-терапии. Инновации в социальной работе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021: 58–70.

5. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

6. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: РИЦ Альфа МГОПУ, 2015; 149 с.

7. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / под ред. В.И. Селиверстова. М.: Прометей, 2015; 252 с.

8. Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр “Подсолнух”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rcpodsolnuh.ru (дата обращения: 15.04.2022).

9. Подольская, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020; 76 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599639

10. Ребенок с ограниченными возможностями: кн. для родителей / под ред. А.Р. Маллер. М.: Педагогика-Пресс, 2016; 99 с.

11. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Дефектология. 2015; 1: 25–34.

12. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014; 160 с.

13. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 № 199-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 28.11.1995. № 164. Ст. 1896.

14. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2015; 292 с.

15. Шубович, М.М. Социальная работа с семьей / М.М. Шубович, Н.В. Бибикова, Н.М. Фоминых. Ульяновск, 2017; 50 с.

1. Akatov L.I. Sotsialnaia reabilitatsiia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Social rehabilitation of children with disabilities]. – M.: VLADOS, 2018. – 368 p. (In Russ.)

2. Andriianova G.V. Sotsialno-psikhologicheskaia rabota s semei [Socio-psychological work with the family] / G.V. Andriianova // Sotsialnaia rabota: vklad molodykh [Social Work: Contribution of the Young]. Yekaterinburg: Ural Institute of Social Education, 2018. Issue 1. P. 9-12. (In Russ.)

3. Galasiuk I.N. Psikhologiia sotsialnoi raboty [Psychology of Social work]: textbook: [16+] / I.N. Galasiuk, O.V. Krasnova, T.V. Shinina; ed.O.V. Krasnova. – 4th ed., ster. – M.: Dashkov and Co., 2022. – 302 p. (In Russ.)

4. Eremina L.I., Bibikova N.V. Sotsialnoe soprovozhdenie semei, nakhodiashchikhsia v sotsialno opasnom polozhenii, sredstvami semeinoi art-terapii [Social support of families in a socially dangerous situation by means of family art therapy] // Innovatsii v sotsialnoi rabote [Innovations in Social Work]. Collective monograph / ed. A.Iu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2021. P. 58-70. (In Russ.)

5. Zakon RF ot 29 dekabria 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [Law of the Russian Federation No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation"] – Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

6. Levchenko I.Iu. Psikhologicheskie osobennosti podrostkov i starshikh shkolnikov s detskim tserebralnym paralichom [Psychological features of adolescents and high school students with cerebral palsy] / I.Iu. Levchenko. – M.: RIC Alpha MGOPU, 2015. – 149 p. (In Russ.)

7. Moskovkina A.G. Rebenok s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v semie [A child with disabilities in the family]: textbook / A.G. Moskovkina; ed. V.I. Seliverstov. – M.: Prometheus, 2015. – 252 p. (In Russ.)

8. Regional State Budgetary Institution of Social Service Multidisciplinary Rehabilitation Center "Podsolnukh (Sunflower)" [Electronic resource] – Available at: http://www.rcpodsolnuh.ru. – (Accessed: 04/15/2022). (In Russ.)

9. Podolskaia O.A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie semii rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v usloviiakh inkliuzii [Psychological and pedagogical support of the family of a child with disabilities in conditions of inclusion]: textbook / O.A. Podolskaia, I.V. Iakovleva. – M.; Berlin: Direct-Media, 2020. – 76 p. – Access mode: by subscription. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599639. (In Russ.)

10. Rebenok s ogranichennymi vozmozhnostiami: kn. dlia roditelei [A child with disabilities: a book for parents] / ed. A.R. Maller. – M.: Pedagogy-Press. – 2016. – 99 p. (In Russ.)

11. Tkacheva V.V. Rabota psikhologa s materiami, vospityvaiushchimi detei s tiazhelymi dvigatelnymi narusheniiami [Work of a psychologist with mothers raising children with severe motor disorders] / V.V. Tkacheva // Defektologiia [Defectology]. 2015. No.

1. P. 25-34. (In Russ.)

12. Tkacheva V.V. Semia rebenka s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia: diagnostika i konsultirovanie [The family of a child with disabilities: diagnosis and counseling] / V.V. Tkacheva. – M.: National Book Center, 2014. – 160 p. (In Russ.)

13. Federalnyi zakon ot 24 noiabria 1995 g. №181-FZ (v red. ot 29.12.2004 N199-FZ) «O sotsialnoi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law No. 181-FZ of November 24, 1995 (as amended. dated 29.12.2004 N199-FZ) "On social protection of disabled people in the Russian Federation"] // Collection of Legislation of the Russian Federation, 28.11.1995, No. 164, art. 1896. – Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

14. Kholostova E.I. Semeinoe vospitanie i sotsialnaia rabota [Family education and social work]: textbook / E.I. Kholostova. – M.: Dashkov and Co., 2015. – 292 p. (In Russ.)

15. Shubovich M.M., Bibikova N.V., Fominykh N.M. Sotsialnaia rabota s semei [Social work with family] / M.M. Shubovich., N.V. Bibikova, N.M. Fominykh. Ulyanovsk, 2017. – 50 p. (In Russ.)

В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Согласно статистике, на 01.02.2022 численность детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляет 728 858 человек. Из них 42 % составляют девочки и 58 % мальчики. Данные показатели растут с каждым годом. Так, в 2020 г. общая доля детей с OВЗ составляла 5,5 %, на текущий год она составляет 6,1 % детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы адаптации и социализации детей с ОВЗ входят в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. О необходимости исследования в этой области свидетельствуют следующие документы, в частности федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [12].

На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за особым ребенком и ответственность за его жизнь. По этой причине многие родители находятся в состоянии хронического стресса: они испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды и т. д. Все это может влиять на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Помимо психологических трудностей, существует проблема недостаточной осведомленности родителей об особенностях ребенка, его развитии и возможностях, а также об имеющихся в городе реабилитационных учреждениях и оказываемых ими услугах. Предоставление семьям необходимой информации также является важным аспектом оказания помощи.

Таким образом, актуальность разработки проекта обусловлена необходимостью поиска путей оказания эффективной социально-психологической помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.

Анализ литературы показал, что семья с ребенком-инвалидом — это семья, особенности и проблемы которой определяются не только характером взаимоотношений ее членов, но и решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, а главное — специфическим положением в семье ребенка-инвалида. Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, которая должна стать коррекционноразвивающей средой [9].

Для Цитирования:
Бибикова Надежда Вячеславовна, Суворова Полина Александровна, Социально-психологическая помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: