По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018:364.446 DOI:10.33920/pol-01-2201-09

Социально-педагогическое сопровождение в дистанционном обучении: реальность и требования к организации

Белякова Наталья Васильевна канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, e-mail: nbelyakova@vlsu.ru

В статье на основе анализа научной, нормативно-правовой и методической литературы и содержащегося в ней определения понятия «педагогическое сопровождение» с его социально-культурными характеристиками предпринята попытка выделить специфические особенности социально-педагогического сопровождения, необходимого обучающимся в процессе освоения ими программ дистанционного образования, его принципы и средства, рассматриваются различные модели организации учебного процесса, компоненты технической оснащенности.

Литература:

1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 208 с.

2. Горшенина Я. Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Омск, 2007. — 26 с.

3. Дистанционное образование в России Проблемы и перспективы: материалы 6-й международной конференции по дистанционному образованию. — М., 1998.

4. Кларин M. B. Инновации в обучении: метафоры и модели. — М.: Наука, 1997.

5. Карпенко М. П., Московцев Н. Л. Концептуальные основы развития дистанционного обучения в России // Дистанционное обучение. Проблемы гуманитарных наук / Труды СГУ. 1999. — Вып. 15. — С. 5–20.

6. Качалова Л. П. Технология формирования педагогической рефлексии будущего учителя. Шадринск, ШГПИ, 2010. — 178 с.

7. Мазеина Ю. В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность, характеристика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Vfptbyf >/Dhttp://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-6.pdf.

8. Методические рекомендации по организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (разработаны в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») // СЗ РФ. — 2012. — № 53. — Ст. 7598; 2020. — № 9. — Ст. 1137.

9. Осухова Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации // Психологический журнал. — 2001. — № 31. — С. 2–17.

10. Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка — новые возможности занятости. — М.: Красная площадь, 1996. — 317 с.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

1. Aleksandrovskaya E`.M. Psixologicheskoe soprovozhdenie shkol`nikov: ucheb. posobie dlya studentov vy`ssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2002. — 208 s.

2. Gorshenina Ya. L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti budushhego uchitelya v deyatel`nosti kafedry` pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Omsk, 2007. — 26 s.

3. Distancionnoe obrazovanie v Rossii Problemy` i perspektivy` Materialy` 6-oi mezhdunarodnoj konferencii po distancionnomu obrazovaniyu. M., 1998.

4. Klarin M. B. Innovacii v obuchenii metafory` i modeli. M.: Nauka, 1997.

5. Karpenko M. P., Moskovcev N. L. Konceptual`ny`e osnovy` razvitiya distancionnogo obucheniya v Rossii // Distancionnoe obuchenie Problemy` gumanitarny`x nauk / Trudy` SGU. 1999. Vy`p. 15. S 5–20.

6. Kachalova L. P. Texnologiya formirovaniya pedagogicheskoj refleksii budushhego uchitelya. Shadrinsk, ShGPI, 2010. — 178 s.

7. Mazeina Yu. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie: ponyatie, sushhnost`, xarakteristika. — URL: Vfptbyf >/Dhttp:// shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-6.pdf.

8. Metodicheskie rekomendacii po organizacii e`lektronnogo obucheniya s primeneniem distancionny`x obrazovatel`ny`x texnologij v obrazovatel`ny`x organizaciyax, realizuyushhix dopolnitel`ny`e obshheobrazovatel`ny`e programmy` (razrabotany` v sootvetstvii s Federal`ny`m zakonom ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii») // Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii, 2012, № 53, st. 7598; 2020, № 9, st. 1137.

9. Osuxova N. G. Social`no-psixologicheskoe soprovozhdenie. Sem`ya i lichnost` v krizisnoj situacii // Psixologicheskij zhurnal. 2001; 31: 2–17.

10. Osuxova N. G. Psixologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v period adaptacii k zhiznenny`m izmeneniyam. Proforientaciya i psixologicheskaya podderzhka novy`e vozmozhnosti zanyatosti. M.: Krasnaya ploshhad`, 1996. — 317 s.

11. Federal`ny`j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

Внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения (ДО), которое, по мнению большинства ученых, является прогрессивным видом обучения, базирующимся на современных информационных технологиях и различных средствах коммуникации (телевидение, видео- и аудиосредства обучения, компьютерные глобальные и локальные сети), в настоящее время довольно широко распространено.

Этот вид обучения особенно востребован в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, что вызывает повышенный интерес педагогического сообщества к его организации в плане не только реализации самих образовательных программ различной направленности, включая дополнительные, но и в плане социально-педагогического сопровождения обучающихся во время их освоения. Несмотря на усилившуюся в связи с динамичным ростом всей системы дистанционного образования в России значимость дистанционного обучения, оно пока еще остается недостаточно совершенным с методической и технологической точек зрения, а также самого процесса сопровождения обучающихся, где важными характеристиками являются как социальная, так и культурная составляющие, что вызывает особый интерес для изучения и совершенствования.

Общеизвестно, что при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно достичь эффективности ни социального, ни тем более педагогического воздействия вне особенностей общения между обучающим и обучаемым, где продуктивность обеспечивается путем прямого контакта глаз, мимического и жестового сопровождения этого процесса по всем невербальным каналам, а также вербального изложения мыслей.

В последнее время в дистанционном образовании всё шире стала применяться система различных телекоммуникаций. Здесь особенную привлекательность приобретает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающимися на расстоянии по сети, средств предоставления знаний, но и постоянная необходимость педагогов актуализировать учебный материал в связи со стремительно меняющимися требованиями, нормативами и законодательными актами, формируемыми исходя из социальной ситуации и перспектив развития современной системы образования.

Для Цитирования:
Белякова Наталья Васильевна, Социально-педагогическое сопровождение в дистанционном обучении: реальность и требования к организации. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: