По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.015.3–053.6 DOI:10.33920/pol-01-2210-09

Социально-педагогический аспект профилактики агрессивного поведения подростков в образовательной организации

Гурьянова Инна Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455030, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: innaguryanova@mail.ru, тел. 8 909 099 6004

Проявление агрессии и агрессивность детей является одной из наиболее актуальных проблем в жизнедеятельности детского коллектива. Она требует особого внимания и со стороны педагогов, и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Агрессия проявляется во всех возрастных стратах, не только у подростков и взрослых, но и у детей младшего школьного и дошкольного возраста. Практически все дети ссорятся, применяют физическую и вербальную агрессию по отношению друг к другу. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессии уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности — агрессивность. В результате этого снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок является источником неприятностей как для самого себя, так и для окружающих. Таким образом, высокая практическая значимость данной проблемы обуславливает актуальность исследования.

Литература:

1. Амосова А.В. Особенности девиантного поведения несовершеннолетних и его профилактика // СОТИС — социальные технологии, исследования. 2012. № 6. С. 49–51.

2. Глебов В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков // Профессиональное образование. 2013. № 5. С. 16–17.

3. Кондракова И.Э. Агрессивное поведение подростков в современной школе: педагогический взгляд на проблему // Дети группы риска: материалы международного семинара. — СПБ., 2012. С. 120–127.

4. Панченко С.В. Предупреждение насилия в школе: формирование позитивного самоотношения // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 15–20.

5. Токарь И.Е. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Народное образование. 2013. № 5. С. 219–224.

6. Федоров А.В. Школьники и насилие на экране. Ситуативные тесты // Педагогическая диагностика. 2013. № 4. С. 131–157.

1. Amosova A.V. Osobennosti deviantnogo povedeniia nesovershennoletnikh i ego profilaktika [Features of deviant behavior of minors and its prevention] // SOTIS sotsialnye tekhnologii, issledovaniia [SOTIS Social Technologies, Research]. 2012. No. 6. P. 49–51. (In Russ.)

2. Glebov V.V. Profilaktika agressivnogo povedeniia podrostkov [Prevention of aggressive behavior in adolescents] // Professionalnoe obrazovanie [Vocational Education]. 2013. No. 5. P. 16–17. (In Russ.)

3. Kondrakova I.E. Agressivnoe povedenie podrostkov v sovremennoi shkole: Pedagogicheskii vzgliad na problemu [Aggressive behavior of adolescents in modern school: Pedagogical view of the problem] // Deti gruppy riska [Children at Risk]: Materials of the international seminar. St. Petersburg., 2012. P. 120–127. (In Russ.)

4. Panchenko S.V. Preduprezhdenie nasiliia v shkole: formirovanie pozitivnogo samootnosheniia [Violence prevention at school: the formation of a positive self-attitude] // Vospitanie shkolnikov [Education of Schoolchildren]. 2013. № 4. P. 15–20. (In Russ.)

5. Tokar I.E. Detskaia agressiia: istoki i sposoby preduprezhdeniia [Children's aggression: origins and methods of prevention] // Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 2013. № 5. P. 219–224. (In Russ.)

6. Fedorov A.V. Shkolniki i nasilie na ekrane. Situativnye testy [Schoolchildren and violence on the screen. Situational tests] // Pedagogicheskaia diagnostika [Pedagogical Diagnostics]. 2013. No. 4. P. 131–157. (In Russ.)

Различные проблемы подросткового возраста широко раскрываются в психолого-педагогической, цивилистической и специальной литературе. Анализ научных статей и опыт работы показывает, что в основе асоциального поведения подростков лежит повышенная агрессивность индивида. Среди наиболее существенных причин роста асоциального поведения в молодежной среде выделяют следующие:

• устранение государства от социального регулирования в обществе;

• резкое падение культурного уровня в обществе;

• низкий уровень воспитательного воздействия родителей на детей;

• девальвация общечеловеческих ценностей и формирование потребительской установки;

• дезорганизация досуга молодежи.

В связи с этим большую роль играет организация профилактической и коррекционной работы, которая успешно решается в тесной связи коллективом школы, родительским собранием, культурно-спортивными и другими государственными органами [1].

По статистическим данным по городу Магнитогорску, за 2021 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними детьми, увеличилось на 31% относительно показателей аналогичного периода прошлого года. Так, на 1 октября 2021 г. их общее число составляет 329 преступлений. По статистике, озвученной на большом аппаратном совещании города, в целом преступные показатели снизились. За девять месяцев в Магнитогорске зарегистрировано 7583 преступления, что на 7% меньше аналогичных показателей прошлого года. По-прежнему преобладают имущественные преступления. Количество тяжких и особо тяжких преступлений также снизилось на 2,4%.

С начала 2022 г. в области зарегистрировано 1281 преступление, к которому причастны несовершеннолетние. В Магнитогорске таких случаев 130. По сравнению с прошлогодним периодом показатели снизились на 69 случаев. К факторам, способным уменьшить показатели подростковых правонарушений, относится профилактическая работа.

Кроме того, немаловажную роль в предупреждении общественно опасных деяний играет и вид наказаний. Оно должно быть гуманно, но адекватно тяжести содеянного. Более того, наказание должно нести, прежде всего, воспитательный характер, способный оградить подростков от преступной среды.

Для Цитирования:
Гурьянова Инна Владимировна, Социально-педагогический аспект профилактики агрессивного поведения подростков в образовательной организации. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: