По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.4 DOI:10.33920/nik-01-2207-02

Социально-культурный процесс как категория культурологического дискурса

Петров Игорь Федорович НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», Россия, 350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, д. 5, E-mail: IgorPetroff@Yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6610-9592
Петрова Софья Игоревна НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ», Россия, 350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, д. 5, E-mail: Sofya8888@Yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0843-4327

В моменты бифуркаций преобладают случайные социальные факторы, обеспечивающие многовариантность социального развития. Социально-культурные процессы, протекающие в обществе, представляют сложную самоорганизующуюся систему. Социально-культурные изменения возникают, когда прежнее упорядочение социальных связей не гарантирует эффективности функционирования системы. Статья посвящена анализу различных точек зрения на социально-культурный процесс и его детерминантов. Показывается, что общество, как самоорганизующаяся система, постоянно меняет режимы, реализует изменчивость на разных социальных уровнях. Социально-культурные изменения приводят к трансформации общества в его морфологии, созданию социальных форм и структур. Их детерминантами являются массовые действия людей. Интерпретация социально-культурного процесса отражает эволюцию социально-философского мышления. В большинстве подходов исследователи основывались на убеждении, что законы социального мира аналогичны законам природы, что общество доминирует над индивидуальностью. Одна из основных особенностей социально-культурных процессов, поскольку они относятся к широкому классу процессов самоорганизации, заключается в том, что они не имеют постоянной структуры во времени и что происходящие в них изменения в основном спонтанны и лишь частично зависят от внешних воздействий.

Литература:

1. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. — М.: Иностранная литература, 1961. — 896 с.

2. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно: Ничто никогда не меняется // Социс. — 1997. — № 1. — С. 7–8.

3. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

4. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера / М. Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

5. Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. — 2012. — № 3 (109). — С. 238–242.

6. Петров И.Ф., Петрова С.И. Понимание категории «потребность» в Древней Греции // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2017. — № 3–1. — С. 153.

7. Психология и психоанализ власти: хрестоматия. — Самара: Бахрах, 1999. — 607 с.

8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3. — С. 134.

9. Фукуяма Ф. Великий разрыв. — М.: ACT, 2003. — 474 с.

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT, 2003. — 603 с.

11. Штомпка П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект-пресс, 1996. — 414 с.

1. Becker G., Boskov A. Modern sociological theory in its continuity and change. — M.: Foreign Literature, 1961. — 896 p.

2. Wallerstein I. Social change is eternal: Nothing ever changes // Socis. — 1997. — No. 1. — S. 7–8.

3. Weber M. Selected works. — M.: Progress, 1990. — 808 p.

4. Gaidenko P.P. Sociology of Max Weber / M. Weber. Selected works. — M.: Progress, 1990. — 808 p.

5. Petrov L.I. Need as a subject of socio-cultural reflection // Omsk Scientific Bulletin. — 2012. — No. 3 (109). — S. 238–242.

6. Petrov I.F., Petrova S.I. Understanding the category of “need” in ancient Greece // Scientific Review. International scientific and practical journal. — 2017. — No. 3–1. — S. 153.

7. Psychology and psychoanalysis of power: Reader. — Samara: Bahrakh, 1999. — 607 p.

8. Fukuyama F. The End of History? // Questions of Philosophy. — 1990. — Number 3. — S. 134.

9. Fukuyama F. The Great Break. — M.: ACT, 2003. — 474 p.

10. Huntington S. Clash of Civilizations. — M.: ACT, 2003. — 603 p.

11. Sztompka P. Sociology of social changes. — M.: Aspect-press, 1996. — 414 p.

Статья поступила 29.03.2022.

Современный взгляд на культуру исходит из эмпирически очевидного факта многообразия национальных культур, их качественных различий и оригинальности. На первый план выходят принцип эволюционизма, тезис об органическом прорастании новых ценностей и новых социальных форм из существующих социальных отношений с учетом сложившегося на протяжении веков национального архетипа, менталитета и образа жизни. На формирование новой парадигмы социокультурного процесса напрямую влияет переход от «классического» стиля мышления в философии к «постмодерну».

Так, такие основные черты «классического» стиля мышления, как придание приоритета и исключительной важности социальной реальности, вера в существование незыблемых законов развития общества (ведущих его по восходящей линии), уверенность в том, что общество доминирует над личностью и развивается, подобно природе, по объективным законам, независимым от людей, уступают место новым концептуальным парадигмам, предполагающим более гибкие и многогранные взаимодействия объекта и субъекта (общества и личности), в которых сама социокультурная реальность предстает как субъект-объектная реальность, личностный фактор общественной жизни опосредуется влиянием прошлого опыта, а прогресс общества определяется большим набором факторов (в том числе тех, которые оказываются случайными). Убежденность в целостности мира, едином мировом историческом процессе (или холизм) сменяется идеей многообразной системы культур.

Это предполагает определенный подход к постижению социокультурных парадигм и их детерминант, включая институциональные преобразования. Исследование социального процесса было традиционно важным предметом философского, социального и культурологического анализа. Усилиями представителей разных научных школ были выработаны принципиальные подходы к решению этой проблемы. Следует отметить, что как самостоятельный объект исследования социально-культурный процесс выделялся лишь в немногочисленных случаях. Начиная с общей постановки проблемы в теории Огюста Конта каждое последующее исследование обозначало новые грани в этой теме. Особенно важной была заложенная М. Вебером традиция, обозначавшая методологические подходы к анализу проблемы социальных изменений, которые основывались на духовных параметрах и стандартах. Методологический аспект концепции социальных изменений М. Вебера ценен тем, что он показывает социологический способ вычленения из окружающей среды движущих сил, преобразующих общество, а также определение основного фактора, обобщая их в плоскости идеальных типичных конструкций.

Для Цитирования:
Петров Игорь Федорович, Петрова Софья Игоревна, Социально-культурный процесс как категория культурологического дискурса. Вопросы культурологии. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: