Статья поступила 29.03.2022.
Современный взгляд на культуру исходит из эмпирически очевидного факта многообразия национальных культур, их качественных различий и оригинальности. На первый план выходят принцип эволюционизма, тезис об органическом прорастании новых ценностей и новых социальных форм из существующих социальных отношений с учетом сложившегося на протяжении веков национального архетипа, менталитета и образа жизни. На формирование новой парадигмы социокультурного процесса напрямую влияет переход от «классического» стиля мышления в философии к «постмодерну».
Так, такие основные черты «классического» стиля мышления, как придание приоритета и исключительной важности социальной реальности, вера в существование незыблемых законов развития общества (ведущих его по восходящей линии), уверенность в том, что общество доминирует над личностью и развивается, подобно природе, по объективным законам, независимым от людей, уступают место новым концептуальным парадигмам, предполагающим более гибкие и многогранные взаимодействия объекта и субъекта (общества и личности), в которых сама социокультурная реальность предстает как субъект-объектная реальность, личностный фактор общественной жизни опосредуется влиянием прошлого опыта, а прогресс общества определяется большим набором факторов (в том числе тех, которые оказываются случайными). Убежденность в целостности мира, едином мировом историческом процессе (или холизм) сменяется идеей многообразной системы культур.
Это предполагает определенный подход к постижению социокультурных парадигм и их детерминант, включая институциональные преобразования. Исследование социального процесса было традиционно важным предметом философского, социального и культурологического анализа. Усилиями представителей разных научных школ были выработаны принципиальные подходы к решению этой проблемы. Следует отметить, что как самостоятельный объект исследования социально-культурный процесс выделялся лишь в немногочисленных случаях. Начиная с общей постановки проблемы в теории Огюста Конта каждое последующее исследование обозначало новые грани в этой теме. Особенно важной была заложенная М. Вебером традиция, обозначавшая методологические подходы к анализу проблемы социальных изменений, которые основывались на духовных параметрах и стандартах. Методологический аспект концепции социальных изменений М. Вебера ценен тем, что он показывает социологический способ вычленения из окружающей среды движущих сил, преобразующих общество, а также определение основного фактора, обобщая их в плоскости идеальных типичных конструкций.