По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.048.6–056.24 DOI:10.33920/pol-01-2412-07

Социально-культурная реабилитация детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества

Татарникова Вера Николаевна педагог дополнительного образования МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска, 455044, г. Магнитогорск, уд. Суворова, д. 129/2; e-mail: Tatarnikovavn73@gmail.com
Безенкова Татьяна Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ ИМ. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, тел. 8-964-245-98-45; e-mail: bezenkova@yandex.ru

Статья посвящена анализу проблем социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи — выявление основных тенденций в использовании средств декоративно-прикладного творчества в реабилитационном процессе и описание содержания работы с данной категорией детей. Выявлено, что для эффективной работы с детьми с ОВЗ важно проводить занятия с элементами моделирования, хвалить ребенка и развивать навыки в различных условиях и сценариях. Художественная деятельность может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья развить многие важные жизненные навыки, творчество и воображение, самовыражение, уверенность и независимость, способствовать становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.

Литература:

1. Андрусяк, Н. Ю. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Ю. Андрусяк, Т. А. Безенкова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analizpolozhitelnogoopytaispolzovaniyasotsialnokulturnyhtehnologiyvprotsessereabilitatsiideteysogranichennymi (дата обращения: 20.09.2024).

2. Головко, Т. И. Социально-культурные технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Головко, Е. И. Мурзина // МНКО. 2018. № 4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnokulturnye tehnologiirabotysdetmisogranichennymivozmozhnostyamizdorovya (дата обращения: 20.09.2024).

3. Гудина, Т. В. Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Гудина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1 (62). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemysotsiokulturnoyreabilitatsiideteysogranichennymivozmozhnostyami zdorovya. (дата обращения: 20.09.2024).

1. Andrusyak, N. YU. Analiz polozhitel’nogo opyta ispol’zovaniya social’nokul’turnyh tekhnologij v processe reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / N. YU. Andrusyak, T. A. Bezenkova // Gumanitarnopedagogicheskie issledovaniya. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analizpolozhitelnogoopytaispolzovaniyasotsialnokulturnyhtehnologiyvprotsessereabilitatsiideteysogranichennymi (data obrashcheniya: 20.09.2024).

2. Golovko, T. I. Social’nokul’turnye tekhnologii raboty s det’mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / T. I. Golovko, E. I. Murzina // MNKO. 2018. № 4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnokulturnye tehnologiirabotysdetmisogranichennymivozmozhnostyamizdorovya (data obrashcheniya: 20.09.2024).

3. Gudina, T. V. Problemy sociokul’turnoj reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / T. V. Gudina // Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemysotsiokulturnoyreabilitatsiideteysogranichennymivozmozhnostyamizdorovya. (data obrashcheniya: 20.09.2024).

Культурное происхождение дает детям ощущение того, кто они есть. Уникальные культурные влияния, на которые дети реагируют с рождения, включая обычаи и убеждения, связанные с едой, художественным выражением, языком и религией, влияют на то, как они развиваются эмоционально, социально, физически и лингвистически. Когда самоидентификация ребенка противоречит социальной среде из‑за культурных различий, это может препятствовать обучению.

Компетентные в культурном отношении преподаватели помогают детям любого культурного происхождения учиться, демонстрируя понимание и принятие различных культур и то, как они делают каждого ребенка уникально ценным. Поскольку культура является таким мощным индикатором будущего благополучия ребенка, те, кто работает с детьми, включая социальных работников, консультантов и специалистов, должны понимать культурное влияние на развитие ребенка и то, как они влияют на то, как люди растут и учатся. Культура влияет на развитие с момента рождения, оказывая влияние на индивида по мере роста. Например, культура может влиять на то, как дети формируют ценности, язык, системы убеждений и понимание себя как личности и как члена общества.

Раннее детство — ключевой период умственного и эмоционального роста, и то, что дети воспринимают и переживают, может сформировать их будущее: окружающая среда нашего детства и то, как мы на нее реагируем, могут предсказать ход нашего здоровья и благополучия во взрослом возрасте. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают: «Хотя мозг продолжает развиваться и меняться во взрослом возрасте, первые восемь лет могут заложить основу для будущего обучения, здоровья и жизненного успеха… На то, как растет мозг, сильно влияет опыт ребенка с другими людьми и миром». Чтобы понять влияние окружающей среды на развивающегося ребенка, давайте рассмотрим три основных способа, которыми дети обрабатывают информацию вокруг себя по мере своего роста.

1. Классическое кондиционирование. Выстраивание ассоциаций между стимулом и реакцией. Например, дети в религиозных семьях могут ассоциировать время сна с молитвой. Оперантного кондиционирования.

Для Цитирования:
Татарникова Вера Николаевна, Безенкова Татьяна Александровна, Социально-культурная реабилитация детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: