Одной из основных тем, представленных на I Всероссийском научном конгрессе «Эрисмановские чтения — 2023. Новое в профилактической медицине и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения», проходившем в Москве в ноябре 2023 г., стала презентация информационно-аналитических систем, позволяющих оперативно и качественно решать задачи в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора [1, 2]. Одной из таких задач является организация и осуществление санитарно-гигиенического мониторинга (СГМ). По существу, система СГМ — это основной и первый шаг на пути к цифровизации в гигиене и эпидемиологии, поскольку от полноты, качества и достоверности полученных в рамках СГМ данных будет зависеть успех оценки риска и обоснование риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности [3, 4].
Так как социально-гигиенический мониторинг внедрен в деятельность органов госсанэпиднадзора еще в ХХ в., на современном этапе требуется анализ накопленного опыта, его переосмысление и применение в рамках сложившихся реалий.
Цель работы — проанализировать опыт организации социально-гигиенического мониторинга в Зеленоградском административном округе (АО) г. Москвы и показать его роль в современном развитии профилактической медицины.
Материалами для настоящего исследования стали научные статьи, посвященные опыту реализации социально-гигиенического мониторинга в Зеленоградском административном округе (АО) г. Москвы, а также нормативные, правовые и методические акты, посвященные данной проблеме.
Когда в начале 1990-х гг. начинались работы по ведению СГМ и переводу данных в электронный вид санитарно-эпидемиологическая служба испытывала большие трудности: имел место недостаток компьютеров, специалистов в области информатизации и лиц, подготовленных для ведения СГМ. В этом плане Зеленограду — городу микроэлектроники повезло больше других, о чем хочется поделиться в данной статье. На Первом постсоветском чрезвычайном Пироговском съезде, проходившем в Москве 23–25 ноября 1995 г., была принята резолюция под названием «О спасении и защите здоровья народа», где говорилось: «…Средняя продолжительность жизни, впервые превысившая 70 лет в России в 1986–1987 гг., сократилась до 66 лет в 1993 г. и 64,3 года (57,3 года у мужчин и 71,1 года у женщин) в 1994 г. со значительными колебаниями между городом и селом, между разными регионами. Одновременно со снижением рождаемости возросла смертность населения… Санитарно-эпидемиологическое положение страны угрожающее…»