По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6.01 DOI:10.33920/med-08-2110-05

Социально-гигиенические аспекты факторов риска учебного стресса студентов и возможные пути его профилактики

Кулибина Ольга Валерьевна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены с экологией, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 150000, РФ, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: kulibinaov@mail.ru, https://orcid.org /0000-0002-6420-4745
Плещёв Игорь Евгеньевич старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 150000, РФ, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: Sportsmed.ysmu@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1737-7328
Скобелева Татьяна Николаевна преподаватель кафедры общей гигиены с экологией, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 150000, РФ, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: Chuvachko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7303-3810

Статья посвящена особенностям устойчивости к стрессу у студентов медицинского университета. Трудно переоценить важность гигиены стресса во время обучения в высшей школе. Проблемы с успеваемостью создают студенту дискомфорт и, безусловно, усиливают общий стресс. Цель работы — изучить специфику влияния определенных факторов на общую картину учебного стресса у студентов и их стрессоустойчивость. С помощью теста на учебный стресс, разработанного Ю. В. Щербатых, опросника для распределения студентов на группы в зависимости от количества академических задолженностей и теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона был проведен анализ стрессоустойчивости 92 студентов лечебного факультета Ярославского государственного медицинского университета. В результате текущего исследования были выявлены основные показатели, влияющие на проявление стресса у студентов, такие как нагрузка во время учебы, страх перед будущим, отсутствие самодисциплины, а также предикторы (продолжительный сон, общение с семьей, перерыв в учебе), влияющие на его частоту и продолжительность. Установлено, что основными причинами появления стресса у студентов являются нерегулярное питание, жизнь вдали от семьи, а также проживание в общежитии с другими студентами, страх перед будущим. Всё это приводит к появлению поведенческих и биологических показателей выраженности стресса, который у студентов достоверно можно определить по депрессии, страху, тревоге, волнении, затрудненному дыханию при подготовке к сессии, а также к головным и иным болям, сухости во рту при сдаче экзамена. На основании исследования разработаны рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза.

Литература:

1. Lupien S. The history of the Science of Stress: From Hans Selye to the discovery of anti-inflammatory medication. Sante Ment Que. 2015; 40 (2): 275–86.

2. Liu X, Ping S, Gao W. Changes in Undergraduate Students’ Psychological Well-Being as They Experience University Life. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019; 16 (16): 2864. https://doi.org/10.3390/ ijerph16162864.

3. Morales-Rodríguez FM, Espigares-López I, Brown T, Pérez-Mármol JM. The Relationship between Psychological Well-Being and Psychosocial Factors in University Students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; 17 (13): 4778. https://doi.org/10.3390/ijerph17134778.

4. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова. Елабуга: Изд-во ЕИ К (П) ФУ в г. Елабуге. 2012, 142 с.

5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб: Питер. 2012, 256 с.

6. Первухина А. Б., Кирсанова А. Ю. Проблема стрессоустойчивости студенческой молодежи. Аллея науки. 2018; 6, 11: 772–776.

7. Tian-Ci Quek T, Wai-San Tam W, X. Tran B, Zhang M, Zhang Z, Su-Hui Ho C, Chun-Man Ho R. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019; 16 (15): 2735. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735.

8. Guthrie EA, Black D, Shaw CM, Hamilton J, Creed FH, Tomenson B. Embarking upon a medical career: psychological morbidity in fi rst year medical students. Med Educ. 1995; 29 (5): 337–341. DOI: 10.1111/j.1365–2923.1995. tb00022.x.

9. Wolf TM, Faucett JM, Randall HM, Balson PM. Graduating medical students’ ratings of stresses, pleasures, and coping strategies. J Med Educ. 1988 Aug; 63 (8): 636–42. DOI: 10.1097/00001888-198808000-00008.

10. Pawlaczyk, M., Siembida, J., Balaj, K. et al. The assessment of stress level, anxiety, depressive symptoms, and defense mechanisms among Polish and English medical students. Ann Gen Psychiatry. 2020; 19: 29. https://doi. org/10.1186/s12991-020-00274-7.

11. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии. Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016; 5, 14: 140–143.

12. Новгородцева И. В., Мусихина С. Е., Пьянкова В. О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. Вятский медицинский вестник. 2014; 3–4: 34–37.

13. Balaji NK, Murthy PS, Kumar DN, Chaudhury S. Perceived stress, anxiety, and coping states in medical and engineering students during examinations. Ind Psychiatry J. 2019; 28 (1): 86–97. DOI: 10.4103/ipj.ipj_70_18.

14. Соломай Т. В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

15. Ермакова Е. Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; 9–2: 49–52. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11024.

1. Lupien S. The history of the Science of Stress: From Hans Selye to the discovery of anti-inflammatory medication. Sante Ment Que. 2015; 40 (2): 275–86.

2. Liu X, Ping S, Gao W. Changes in Undergraduate Students’ Psychological Well-Being as They Experience University Life. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019; 16 (16): 2864. https://doi.org/10.3390/ ijerph16162864.

3. Morales-Rodríguez FM, Espigares-López I, Brown T, Pérez-Mármol JM. The Relationship between Psychological Well-Being and Psychosocial Factors in University Students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; 17 (13): 4778. https://doi.org/10.3390/ijerph17134778.

4. Bildanova V. R., Biserova G. K., Shagivaleyeva G. R. Psychology of stress and methods of its prevention: an educational and methodological guide. Elabuga: EI of KFU, 2015. (in Russian)

5. Shcherbatykh Yu. V. Stress psychology and correction methods. Saint Petersburg: Piter. 2012. (in Russian)

6. Pervukhina A. B., Kirsanova A. Yu. The problem of stress tolerance of students. Alleya nauki (Alley of Science). 2018; 6, 11: 772–776. (in Russian)

7. Tian-Ci Quek T, Wai-San Tam W, X. Tran B, Zhang M, Zhang Z, Su-Hui Ho C, Chun-Man Ho R. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019; 16 (15): 2735. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735.

8. Guthrie EA, Black D, Shaw CM, Hamilton J, Creed FH, Tomenson B. Embarking upon a medical career: psychological morbidity in first year medical students. Med Educ. 1995; 29 (5): 337–341. DOI: 10.1111/j.1365–2923.1995. tb00022.x.

9. Wolf TM, Faucett JM, Randall HM, Balson PM. Graduating medical students’ ratings of stresses, pleasures, and coping strategies. J Med Educ. 1988 Aug; 63 (8): 636–42. DOI: 10.1097/00001888-198808000-00008.

10. Pawlaczyk, M., Siembida, J., Balaj, K. et al. The assessment of stress level, anxiety, depressive symptoms, and defense mechanisms among Polish and English medical students. Ann Gen Psychiatry. 2020; 19: 29. https://doi. org/10.1186/s12991-020-00274-7.

11. Andreyeva Ye. A., Solovyeva S. A. Features of the manifestation of stress in students during the exam session. Azimuth of Scientific Research: pedagogy and psychology. 2016; 5 (14): 140–143. (in Russian)

12. Novgorodtseva I. V., Musikhina S. Ye., Pyankova V. O. Educational stress in medical students: causes and manifestations. Vyatskiy meditsinskiy vestnik (Vyatka Medical Bulletin). 2014; 3–4: 34–37. (i n Russian)

13. Balaji NK, Murthy PS, Kumar DN, Chaudhury S. Perceived stress, anxiety, and coping states in medical and engineering students during examinations. Ind Psychiatry J. 2019; 28 (1): 86–97. DOI: 10.4103/ipj.ipj_70_18.

14. Solomay T. V. Assessment of factors affecting health from the point of view of the risk management system. Sanitarnyy vrach. 2012; 10: 69–72.

15. Yermakova Ye. G. Preventive measures to combat stress in life students, causes, ways and means of stress relief. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk 2020: 9–2 (48): 49–52 (in Russian). DO I: 10.24411/2500-1000-2020-11024.

Психическая гигиена является эффективным средством поддержания высокого уровня умственной работоспособности человека, она состоит из системы принципов и установок, помогающих сохранить высокий уровень психического здоровья. Так как основная функция психогигиены — предупредительная, то важная роль отдается средствам психологического и организационного характера, которые способствуют уменьшению действия стрессовых факторов и развитию дальнейших психических и нервных нарушений.

Слово «стресс» в дословном переводе с английского языка это — «давление», «напряжение». В научный оборот медицинской психологии и биологии данный термин введен в 1936 г. Гансом Селье [1]. Стрессом называют неспецифическую общую реакцию организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы или организма в целом. Ганс Селье также писал, что «свободной от стресса может быть только смерть».

Процесс получения высшего медицинского образования наполнен различными стрессовыми ситуациями. Считается, что у студентов стресс развивается из-за большого потока получаемой информации, отсутствия полноценного отдыха, системной работы в течение семестра и, конечно же, сессии [2].

Трудно переоценить важность гигиены стресса во время обучения в высшей школе [3]. Проблемы с успеваемостью создают студенту дискомфорт и, безусловно, усиливают общий стресс [4].

Научиться контролировать и регулировать основные его факторы — это в первую очередь задача для самих студентов, так как стресс — несомненно является неотъемлемой частью повседневной жизни человека, соответственно, эта проблема всегда актуальна.

Цель работы — изучить специфику влияния определенных факторов на общую картину учебного стресса у студентов и их стрессоустойчивость.

Задачи нашего исследования были следующие:

• выявить ключевые причины учебного стресса у студентов;

• выявить основные поведенческие и биологические показатели выраженности стресса;

Для Цитирования:
Кулибина Ольга Валерьевна, Плещёв Игорь Евгеньевич, Скобелева Татьяна Николаевна, Социально-гигиенические аспекты факторов риска учебного стресса студентов и возможные пути его профилактики. Санитарный врач. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: