Психическая гигиена является эффективным средством поддержания высокого уровня умственной работоспособности человека, она состоит из системы принципов и установок, помогающих сохранить высокий уровень психического здоровья. Так как основная функция психогигиены — предупредительная, то важная роль отдается средствам психологического и организационного характера, которые способствуют уменьшению действия стрессовых факторов и развитию дальнейших психических и нервных нарушений.
Слово «стресс» в дословном переводе с английского языка это — «давление», «напряжение». В научный оборот медицинской психологии и биологии данный термин введен в 1936 г. Гансом Селье [1]. Стрессом называют неспецифическую общую реакцию организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы или организма в целом. Ганс Селье также писал, что «свободной от стресса может быть только смерть».
Процесс получения высшего медицинского образования наполнен различными стрессовыми ситуациями. Считается, что у студентов стресс развивается из-за большого потока получаемой информации, отсутствия полноценного отдыха, системной работы в течение семестра и, конечно же, сессии [2].
Трудно переоценить важность гигиены стресса во время обучения в высшей школе [3]. Проблемы с успеваемостью создают студенту дискомфорт и, безусловно, усиливают общий стресс [4].
Научиться контролировать и регулировать основные его факторы — это в первую очередь задача для самих студентов, так как стресс — несомненно является неотъемлемой частью повседневной жизни человека, соответственно, эта проблема всегда актуальна.
Цель работы — изучить специфику влияния определенных факторов на общую картину учебного стресса у студентов и их стрессоустойчивость.
Задачи нашего исследования были следующие:
• выявить ключевые причины учебного стресса у студентов;
• выявить основные поведенческие и биологические показатели выраженности стресса;