Медсестринский персонал наиболее часто и заметно подвергается изменениям в ходе реформирования и совершенствования системы здравоохранения [5]. В результате реформирования соотношение числа среднего медицинского персонала к числу врачей в нашей стране (2,15) значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи [2]. Кадровый дисбаланс «врачи — сестринский персонал» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями: увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы. Последнему фактору способствует почти полное исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.
На волне самых современных реалий качество жизни воспринимается как высокоинформативный и выгодный способ определения рейтинга здоровья на индивидуальной ступени и на групповой. В 2001 году Всемирная организация здравоохранения определила критерии качества жизни: 1) физические; 2) психологические; 3) независимость; 4) общественная жизнь; 5) окружающая среда; 6) духовность. Существующие на сегодняшний день литературные сведения указывают на достаточно высокую заболеваемость российского медперсонала. Обращает на себя особое внимание то обстоятельство, что одновременно с этим заболеваемость работников среднего медицинского звена выше, чем у врачей [1–3].
Учитывая, что медико-социальные характеристики состояния здоровья медицинских кадров рассматриваются главным образом применительно к врачебным кадрам, а заболеваемость специалистов среднего звена превышает таковую не только у врачей, но и у представителей иных отраслей, исследование и решение проблем укрепления и сохранения здоровья данной категории приобретают чрезвычайную актуальность. Среди специалистов среднего медицинского звена доля практически здоровых чуть больше 30 %. В связи с этим актуальность изыскания в контексте рассмотрения качества жизни и удовлетворенности медико-социальной помощью не вызывает сомнений.