Пока мы не поймём, что создание новой литературы, отражающей переживаемый нами переворот во всех его конкретных своеобразиях, есть, пожалуй, одна из настоятельных задач нашего строительства, — никакое восстановление техники нам не поможет.
В.В. Воровский
Среди первых идеологов новой социалистической культуры особое место занимает комиссар народного просвещения Анатолий Васильевич Луначарский — один из образованнейших людей своего времени, глубокий и тонкий эрудит, не только знающий несколько европейских языков, состояние и историю отечественной и западной культуры, но и умеющий широко и глубоко мыслить. Ему принадлежит создание самого термина «социалистический реализм». Каким предстаёт соцреализм в своём первозданном виде, какие философские тенденции новой социалистической культуры в нём отражены, от чего соцреализм как культурное направление предлагал отказаться, к чему призывал?
Формирование новой культурной парадигмы начинается в самые первые дни новой Советской республики. В ноябре 1917 г. была сформирована комиссия по просвещению, отделы которой должны были заниматься введением общей грамотности, дошкольным воспитанием, учебными заведениями, вопросами науки и многим другим. Перед Луначарским стояла задача сплотить интеллигенцию, вывести её на совершенно иной, качественно-новый уровень понимания действительности. К январю 1918 г., благодаря интеллектуальной дипломатии наркома просвещения и руководителей Российской Академии наук, её члены согласились сотрудничать. В условиях непрекращающихся военных действий, разрухи, голода, царящего в обществе хаоса, была сформирована программа работы Комиссариата просвещения. Несмотря на «глобальный пафос разрушения всего «до основания», Луначарский много сделал для сохранения художественных сил и возможностей императорских театров, незыблемости старых памятников архитектуры, нерушимости классической культуры» [2, С. 161].
Уже в первые дни революции выходят три декрета: о мире, о земле и о печати. В этих условиях Комиссариату просвещения требовалось создание единого органа для обеспечения общего идеологического руководства, и наличие такого проекта в масштабах государства, который бы выполнял консолидирующую функцию. Необходимо было объединить разрозненные издательства, придать им статус хозяйственных предприятий, создать схемы развития. Всё это происходило в годы гражданской войны и разрухи, кода отсутствовала печатная бумага, типографская краска, в условиях разобщённости полиграфистов и их статусов. В начале своего существования издательство даже не имело собственного здания, лишь позднее ему был передан особняк Рябушинских.