По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Социально-философская направленность принципов социалистического реализма: Госиздат и создание культурной традиции

Сколяр Юлия Николаевна ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (Мытищинский филиал), Россия, 141005, Московская обл., г. Мытищи, 1-я Институтская ул., 1. E-mail: jskoliar@yandex.ru
Тихвинский Павел Николаевич ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (Мытищинский филиал), Россия, 141005, Московская обл., г. Мытищи, 1-я Институтская ул., 1. E-mail:tihvinskiy@mgul.ac.ru

Статья рассматривает момент зарождения и развития нового культурного направления — социалистического реализма. Совершается обращение к основателям новой культурной традиции, А.В. Луначарскому, В.В. Воровскому, к организациям, на которые было возложено воспитание и образование в молодой Советской Республике: Наркомпрос и Госиздат. Исследованы основные требования и положения соцреализма как культурного проекта.

Статья поступила 20.12.2017 г.

Литература:

1. Байчук Р. В борьбе за марксистскую эстетику. — Днепропетровск, 1964. – 54 с.

2. Борев Ю.Б. Луначарский. — М.: Молодая Гвардия, 2010. — 303 с.

3. Воровский В.В. Сочинения. — М., 1931. — Том II.

4. Воровский В.В. Сочинения. — М., 1933. — Том III.

5. Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. — М.: Искусство, 1975. — 544 с.

6. Динерштейн Е.А. Положившие первый камень. — М.: Книга, 1972. — 173 с.

7. Краснопольская Н.Е. Во имя любви к человечеству. Документальная повесть о В.В. Воровском. — М.: Политиздат, 1982. — 287 с.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е . — Т. 52.

9. Луначарский А.В. Об искусстве. Русское советское искусство. – М.: Искусство, 1982. — 391 с.

10. Мещеряков Н.Л. О работе Государственного издательства // Печать и революция. — 1922. — № 1.

11. Покровский о прошлом и будущем (воспоминания и пожелания) // Известия. — 1929. — 21 мая.

12. Сколяр Ю.Н. Дело примирения: от дипломатии до культуры. (Памяти В.В. Воровского)// Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. № 1. — М.: Изд-во МГУ, 2017. — С. 86–94.

13. Шлейермахер Ф.Д. Герменевтика. — СПб.: «Европейский Дом», 2004. — 242 с.

Пока мы не поймём, что создание новой литературы, отражающей переживаемый нами переворот во всех его конкретных своеобразиях, есть, пожалуй, одна из настоятельных задач нашего строительства, — никакое восстановление техники нам не поможет.

В.В. Воровский

Среди первых идеологов новой социалистической культуры особое место занимает комиссар народного просвещения Анатолий Васильевич Луначарский — один из образованнейших людей своего времени, глубокий и тонкий эрудит, не только знающий несколько европейских языков, состояние и историю отечественной и западной культуры, но и умеющий широко и глубоко мыслить. Ему принадлежит создание самого термина «социалистический реализм». Каким предстаёт соцреализм в своём первозданном виде, какие философские тенденции новой социалистической культуры в нём отражены, от чего соцреализм как культурное направление предлагал отказаться, к чему призывал?

Формирование новой культурной парадигмы начинается в самые первые дни новой Советской республики. В ноябре 1917 г. была сформирована комиссия по просвещению, отделы которой должны были заниматься введением общей грамотности, дошкольным воспитанием, учебными заведениями, вопросами науки и многим другим. Перед Луначарским стояла задача сплотить интеллигенцию, вывести её на совершенно иной, качественно-новый уровень понимания действительности. К январю 1918 г., благодаря интеллектуальной дипломатии наркома просвещения и руководителей Российской Академии наук, её члены согласились сотрудничать. В условиях непрекращающихся военных действий, разрухи, голода, царящего в обществе хаоса, была сформирована программа работы Комиссариата просвещения. Несмотря на «глобальный пафос разрушения всего «до основания», Луначарский много сделал для сохранения художественных сил и возможностей императорских театров, незыблемости старых памятников архитектуры, нерушимости классической культуры» [2, С. 161].

Уже в первые дни революции выходят три декрета: о мире, о земле и о печати. В этих условиях Комиссариату просвещения требовалось создание единого органа для обеспечения общего идеологического руководства, и наличие такого проекта в масштабах государства, который бы выполнял консолидирующую функцию. Необходимо было объединить разрозненные издательства, придать им статус хозяйственных предприятий, создать схемы развития. Всё это происходило в годы гражданской войны и разрухи, кода отсутствовала печатная бумага, типографская краска, в условиях разобщённости полиграфистов и их статусов. В начале своего существования издательство даже не имело собственного здания, лишь позднее ему был передан особняк Рябушинских.

Для Цитирования:
Сколяр Юлия Николаевна, Тихвинский Павел Николаевич, Социально-философская направленность принципов социалистического реализма: Госиздат и создание культурной традиции. Вопросы культурологии. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: