Как известно, оценка земли и имущества для целей налогообложения — это процесс определения рыночной стоимости земли и имущества в качестве базовых составляющих в развитии муниципалитетов. Такая оценка служит основой для установления ставок налогообложения и обеспечивает справедливое и равномерное распределение налоговых обязательств среди собственников земли и объектов недвижимости, расположенных на территории муниципальных образований. Исходя из положений Федеральных стандартов оценки и Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135‑ФЗ, оценка осуществляется с учетом различных факторов, таких как местоположение объекта, его состояние, площадь, инфраструктура вокруг, рыночные тенденции и прочее. Специалисты-оценщики используют различные подходы, включая сравнительный подход сходных объектов, доходный и затратный. Основная цель — получить более точную оценку стоимости земельного участка или иного объекта недвижимости. Ключевым фактором для определения размера налоговых выплат собственников во избежание недооценки или переоценки имущества является корректная оценка. Это способствует справедливому, эффективному и массовому сбору налогов в пределах муниципального образования. Критическое значение для обеспечения справедливости и прозрачности налогообложения, так как несправедливая оценка может привести к недополучению доходов бюджета или несправедливому обложению налогами определенных групп населения, секторов экономики или отдельных собственников имущества. В конечном итоге это может негативно сказаться на доверии бизнеса и граждан к системе налогообложения. Современные технологии, такие как географические информационные системы (ГИС) и анализ больших данных, начинают широко применяться в процессе оценки земли и имущества, что позволяет улучшить ее точность и повысить прозрачность процесса, сокращая возможные ошибки или искажения в определении стоимости имущества, а также сокращает издержки при проведении оценки [1, 2].
Одной из основных проблем при проведении оценки является разнообразие подходов и методик, используемых специалистами при оценке, в различных регионах и муниципальных образованиях, что создает неравенство и несправедливость в налогообложении имущества. Кроме того, отсутствие достаточной квалификации у оценщиков, неполнота или необновленность данных также могут привести к неточным результатам и, как следствие, несправедливому налогообложению. В результате муниципальное образование недополучит справедливое налоговое поступление, а собственник будет вынужден оплачивать несправедливо высокий налог за принадлежащее ему имущество.